Психология — точная наука

Автор: Тахир Юсупович Базаров

Психология — точная наука

Тахир Юсупович Базаров, профессор, психолог

Источник: Управление персоналом

Точность любой науки определяется ее способностью прогнозировать будущее. Иногда это достигается за счет многочисленных статистических исследований и экстраполяцией результатов на более широкую выборку. В ряде случаев удается достичь точности за счет более глубокого понимания механизмов, определяющих тот или иной феномен. Понятно, что хороши любые методы: лишь бы они давали надежный результат.

Профессор А. Фернхем демонстрирует мощь академической психологии применительно к такой сугубо практической области, каковой в последнее время является менеджмент. Причем психологическая составляющая менеджмента для него включает, прежде всего, сферу лидерства — как наиболее таинственную и трудно операционализируемую часть управленческой эффективности.

В чем секрет успешности А. Фернхема? За счет чего он достигает точности прогнозов и успеха в консультировании организаций? И более широкий вопрос: каким образом научный подход, накопленный в академической психологии, может быть успешным в практике оказания помощи современным организациям?

Все эти вопросы являются ключевыми для любого консультанта, который согласен с утверждением, что «нет ничего практичнее хорошей теории». Но успешная реализация этого принципа на практике нередко наталкивается на целый ряд препятствий. Более того, недоверие к хорошей теории часто приводит к попыткам «изобретать велосипед» по собственным схемам и проектам, обретая профессионализм путем «проб и ошибок».

Лекции профессора А. Фернхема, прочитанные в стенах Института практической психологии ГУ — Высшей школы экономики, позволяют нащупать ответы на эти вопросы. Многолетний и разнообразный академический и практический опыт лектора дает возможность хотя бы отчасти понять, на что именно важно опираться в практической деятельности из того, что накоплено наукой. Не пытаясь дать исчерпывающий обзор возможных ответов, остановимся на том, что представляется наиболее существенным.

Первое. Академическая психология учит системному и всестороннему восприятию реальности — без стереотипов и зашоренности. Это как в старом анекдоте о человеке, который бежит по улице, и все у него спрашивают, куда он бежит. Он останавливается и с удивлением спрашивает в ответ: «Почему вы все интересуетесь, куда я бегу. И никто не спросит, откуда?» В случае с А. Фернхемом многие с удивлением обнаруживали, что слишком развитая способность, считающаяся важной для менеджера, может быть причиной его неуспешности. Или же само построение исследования в непривычной логике: если мы хотим определить причины успешности лидера, то, прежде всего, нужно сфокусировать свое внимание на изучении неуспешных менеджеров.

Второе. Подход, характерный для академической психологии, состоит в том, что исследователь (экспериментатор) сам является важным фактором изучаемой ситуации. Отсюда следует, что необразованный исследователь или практикующий психолог может быть ключевой причиной не только успеха, но и неудачи. Это как в известной истории с Учителем, к которому приходит ученик, готовый получить настоящее Знание. Их встреча происходит в горах. Ученик застает Учителя, который дует на свои руки и потирает их. На вопрос: «Зачем вы это делаете?» — Ученик получает ответ: «Чтобы согреть их». Через некоторое время Учитель приглашает юношу отведать горячего супа, на который также дует. Ученику же объясняет, что дует на суп для того, чтобы его немного остудить. Ученик при этом испытал когнитивный диссонанс от того, что Учитель делает одно и то же, чтобы получить противоположный результат. В этом и состоит урок точности психологии как науки: только образованный психолог способен, делая, казалось бы, одно и то же, получать разные результаты.

И наконец, третье. Профессор А. Фернхем продемонстрировал некую легкость в изложении очень сложного материала. Неосведомленному слушателю могло показаться, что все, что обсуждается на лекции, слишком просто понять. Но в этом и состоит удивительное свойство настоящей академической психологии. Именно она стремится утверждать, что высочайший профессионализм состоит в достижении понятности самых сложных истин для любого слушателя или читателя. Вот уж точно: кто ясно мыслит — ясно излагает!

В заключение хочется выразить надежду, что встречи наших студентов и выпускников, менеджеров разного уровня и лидеров различных отечественных организаций с ведущими профессорами зарубежных университетов станут традиционными «коммуникативными площадками» для обсуждения актуальных проблем практической психологии. Потому что сила практических усилий отечественных консультантов будет прирастать академическим подходом с его точностью и широким взглядом на реальность человеческих отношений.