Социальные сети

Автор: С. Медведев

Социальные сети

Источник: Управление персоналом

Жизнь современного человека сегодня уже трудно представить без Интернета. Число пользователей по всему миру стремительно растет. В Северной Америке ¾ населения используют Интернет, а в Европе этот показатель составляет 58 %. Согласно статистике в России почти 60 млн интернет-пользователей, что составляет более 40 % от населения страны. По числу пользователей мы занимаем 2-е место в Европе, уступая только Германии, и на 7-м месте в мире. Довольно впечатляющий результат!

Кто же эти интернет-пользователи в России? Подавляющее большинство среди них — это люди в возрасте от 18 до 44 лет. Отечественная интернет-аудитория довольно образованная — более 70 % имеют высшее или незаконченно высшее образование.

На что мы тратим свое время в Интернете? Мы активно ищем информацию в основных поисковых системах («Яндекс», Google, Rambler), пользуемся электронной почтой. Кроме того, россияне любят быть в курсе событий, читая новостные порталы. Мы часто интересуемся прогнозом погоды. Популярны среди пользователей Рунета различные блоги. У многих есть свои собственные интернет-дневники, и большинство с удовольствием читают журналы других. В ТОП-10 самых посещаемых сайтов Рунета социальные сети занимают 3 строчки. Самыми популярными являются соответственно VKontakte, Odnoklassniki, Facebook. Любопытно, что крупнейший российский портал для поиска работы Headhunter.ru занимает лишь 39-е место в этом рейтинге (данные alexa.com).

Очевидно, что социальные сети являются безусловным феноменом современного общества. По опросам, 89 % российских интернет-пользователей имеют аккаунты в социальных сетях. Невозможно уже игнорировать масштабы, которых достигло распространение социальных сетей. Из приведенной выше статистики совершенно справедливо можно заключить, что подавляющая часть экономически активного населения представлена в социальных сетях.

Крупнейшими сетями в России являются VKontakte.ru (100 млн пользователей) и Odnoklassniki (80 млн). Мировой лидер — Facebook (более 500 млн пользователей по всему миру). Facebook очень активно развивается на нашем рынке, и сейчас в сети зарегистрировано 3,7 млн соотечественников. Другой популярный в мире сервис Twitter (микроблоги) в России собрал уже более 600 тыс. пользователей.

Профессиональная российская социальная сеть Professionali.ru утверждает, что объединяет более 1,3 млн специалистов, а на Headhunter.ru около 1 400 000 резюме доступны для поиска (что составляет 40 % от всей базы данных). Любимая многими рекрутерами деловая сеть LinkedIn насчитывает около 300 тыс. пользователей в России.

Социальные сети развиваются с невероятной скоростью. Число их пользователей растет каждый день. Сейчас множество людей выходят в Интернет с помощью мобильного телефона, чем не преминули воспользоваться социальные сети и существенно ускорили свой рост, распространяя мобильные приложения. Например, Facebook договорился с «большой тройкой» мобильных операторов и теперь любой абонент может бесплатно заходить на сайт по адресу 0.facebook.com — трафик не тарифицируется.

Показателен пример предвыборной кампании действующего президента США Барака Обамы, который сделал большую ставку на использование социальных сетей. С момента начала кампании, в феврале 2007 года, Обаме удалось привлечь порядка 6,5 млн избирателей на Facebook и 1,7 млн на Twitter. Обама даже создал собственную сеть my.barackobama.com, в которой зарегистрировались более 2 млн человек. Анализируя успех такой стратегии, специалисты сходятся во мнении, что Барак Обама сумел завоевать сердца избирателей, сократив дистанцию с простыми людьми. Каждый, кто присоединился к страничке кандидата в президенты, мог наблюдать за его активностью. Люди знали, в каком городе на данный момент находится Барак Обама, с кем он встречается, появлялась даже какая-то личная информация, тексты и записи выступления, обращения. Каждый чувствовал себя личным приятелем Барака. Предвыборному штабу было легче следить за трендами и предпочтениями потенциальных избирателей. В формате социальной сети тестировались новые методы коммуникации.

Какое же отношение может иметь все это к рекрутменту? Борьба за голоса избирателей — это и есть своего рода рекрутмент. Только величина ответственности и масштабы огромны. Многие политические деятели последовали этому примеру и завели странички в социальных медиа. Некоторое время назад Президент РФ Дмитрий Медведев открыл свой микроблог в Twitter. Сейчас у него уже более 25 000 подписчиков.

Наверняка многие из вас помнят, как в конце 90-х стали появляться корпоративные сайты компаний. Это было чем-то новым и непривычным для нас. Сейчас трудно себе даже вообразить, чтобы у компании или продукта не было своего веб-сайта. Отсутствие сайта автоматически вызывает недоверие и негативно влияет на корпоративный имидж. По результатам многочисленных опросов, сегодня пользователи социальных сетей ожидают там присутствия компаний и брендов. Как когда-то начиналось с веб-сайтами, так скоро будет и со страничками, и с профайлами в сетях.

Мы хотим выделить 5 основных причин, для того чтобы завести собственную страницу в социальных сетях:

  1. Это эффективный способ выстроить взаимоотношения с кандидатом, сформировав поле для дискуссии. Социальная сеть — это 2-сторонняя коммуникация. Именно здесь можно вступить в диалог. Кандидат может задать свои вопросы, запросить дополнительную информацию. Довольно часто людей перестает удовлетворять текущее место работы, но они боятся активно заниматься поиском работы в Интернете. Становясь их другом, вы выстраиваете доверительные отношения с такими людьми, где они чувствуют себя достаточно комфортно, чтобы дать вам знать о своем желании сменить работу. Если вам удастся создать по-настоящему близкие отношения, люди с готовностью будут рекомендовать вам и своих знакомых.

  1. С помощью социальной сети можно довольно просто найти подходящих кандидатов. Будьте уверены, в сетях есть ваши кандидаты. Это огромный источник информации и людей.

  1. Используя социальную сеть для подбора персонала, ваша компания получает дополнительное преимущество, повышая узнаваемость HR-бренда компании и увеличивая желание других людей работать у вас. Уже сейчас многие компании регулярно публикуют информацию о себе, причем не только сугубо делового характера. Например, фотографии с интерьерами офиса, фоторепортажи с корпоративных мероприятий. Часто действующие сотрудники компании используют такие странички для общения. Так создается позитивный имидж компании — через неформальное общение.

  2. Один из самых популярных способов поиска потенциальных кандидатов — это использование связей и рекомендаций. Когда вы начинаете рекрутмент в социальных сетях, вы расширяете свою личную сеть контактов и, таким образом, получаете доступ к большему числу потенциальных кандидатов.

  3. Будущее сайтов по поиску работы и досок объявлений призрачно. Все большее число компаний обращают свое внимание на социальные сети для поиска новых сотрудников. По информации одного из последних обзоров, проведенных в США, 78 % HR-топ-менеджеров подтвердили, что используют для подбора социальные сети. Если вы не хотите отстать от современных тенденций рынка, то начните уже сегодня.

Чем больше социальных сетей вы используете, тем выше узнаваемость вашего HR-бренда. Сейчас абсолютно все сети предлагают мощные инструменты таргетированной (направленной на узкую целевую аудиторию) рекламы.

Как более эффективно использовать социальные сети?

  • Начните вести блог своей компании, регулярно сообщая о событиях, происходящих в вашей компании. Можно анонсировать подписание крупных контрактов, интервью с руководителями и с простыми сотрудниками, освещать важные моменты корпоративной жизни. Создайте большой поток информации.

  • Корпоративные новости. Официальная информация. В отличие от корпоративного сайта, посетители вашей странички в сети смогут быстро отреагировать, оставить комментарий или поделиться этой новостью со своим кругом общения. Помните, это всегда 2-сторонняя коммуникация!

  • Наличие общей информации о компании необходимо. История, цифры и факты.

  • Используйте страничку в сети для публикации вакансий.

  • Некоторые компании практикуют размещение различных материалов, презентации.

  • Сейчас почти все социальные сети позволяют формировать сообщества. Можно формировать такие группы, объединяя их по профессиональным интересам, принадлежности к какой-то определенной функции и др. А почему бы не сделать сообщество счастливых сотрудников вашей компании?

  • Очень выигрышно смотрятся видеоматериалы. Некоторые компании даже запускают свой собственный корпоративный канал на таких ресурсах, как YouTube, например. Если у вас есть достаточное количество видеоконтента, то обязательно воспользуйтесь такой возможностью. Можно публиковать рекламные ролики продукции компании, которые выходят в эфир, видео с презентацией компании, программы с участием ваших сотрудников или интервью.

  • Поисковая оптимизация ваших страниц в социальных сетях позволит пользователям быстро находить информацию о вашей компании. Это привлечет большее количество посетителей и создаст положительный фон вокруг бренда вашей компании.

В заключение хочется заверить вас, что использование социальных сетей в рекрутменте очень быстро принесет вам результат. Можно разработать масштабную стратегию присутствия в социальных сетях и начать ее воплощать как можно быстрее. Вы можете попробовать пока использовать какие-то отдельные инструменты и проверить их эффективность. Очевидно одно: социальные сети — это уже не будущее, а настоящее.

Стас Медведев, руководитель направления продаж и маркетинга HAYS