Стив Балмер не прыгает по сцене на одной ноге...

Автор: Константин Балакин

Стив Балмер не прыгает по сцене на одной ноге...

Если двигаться по проложенной дороге, вряд ли найдешь золотую жилу

О том, как привести компанию к успеху и избежать ее банкротства, мы поговорили с Ароном Блоком, генеральным директором компании BayRu.

— По статистике, из тысячи начинающих фирм выживают и процветают лишь три-четыре. Почему, по каким причинам?

— Недавно в одной из статей о бизнесе мне попалась информация о том, что 95 % компаний в России закрывается в первый год своего существования. Еще 4 % прекращает свое существование в течение следующих четырех лет. И только 1 % новых компаний имеет шанс побороться за статус лидеров рынка.

В чем ошибки 99 % компаний? На мой взгляд, любой бизнес, прежде всего, должен начинаться с подробного и детального исследования рынка, его возможностей, поиска перспективных ниш и так далее. Однако многие бизнесмены часто пропускают этот важнейший этап в развитии любой компании, за что потом и расплачиваются. Некоторые считают исследование рынка дорогим удовольствием на этапе, когда финансы очень ограниченны. Некоторые же просто не придают значения важности этого процесса.

Другой ошибкой является страх перед риском. Как правило, у тех компаний, которые идут по проверенному пути и боятся сделать шаг влево или шаг вправо, незавидная судьба. Если двигаться по дороге, проложенной сотнями или тысячами других компаний, вряд ли найдешь золотую жилу или возможность, которую можно превратить в золотую жилу. На этом допустили стратегический промах многие новички на рынке.

Третьей типичной ошибкой можно назвать неправильное распределение бюджета компании. Безусловно, нет единого сценария и правил, как распределять средства, особенно когда они очень ограниченны. Однако в целом можно сказать, что никогда нельзя недооценивать важность маркетинга. Какими бы качественными, инновационными и красивыми ни были товары или сервис, предлагаемые клиенту, что они значат, если клиент о них просто-напросто не знает? Или знает не совсем то, что вы хотите, чтобы он знал. Или происходит конфликтная ситуация, в которой очень важно правильно прореагировать и немедленно устранить возможность появления негативных последствий. Или надо заставить клиента не просто совершить покупку, но и вернуться к вам снова. Я бы сказал, что проблема многих российских компаний в том, что они недооценивают важность маркетинга, как бы банально эти слова ни звучали.

Не следует экономить также на талантах, ведь именно в них зачастую скрыто секретное оружие вашей компании. Если вы сэкономите, поверьте, что конкуренты не пропустят таких «золотых» людей.

— Налоговая система. Как она влияет на бизнес? Каким образом она может погубить бизнес или, напротив, поспособствовать его процветанию?

— Вообще налоговая система — это фактор, не зависящий от нас, поэтому компаниям приходится принимать правила игры такими, какие они есть. Однако хочу сказать, что в нынешней экономической ситуации, учитывая аутсорсинг или перемещение целых компаний в другие страны (что особенно актуально для США), да и вообще нестабильность, для компаний очень важна помощь государства. Я имею в виду такую политику, которая благоприятствовала бы развитию бизнеса. Это обязанность государства — налоговой политикой стимулировать появление в стране новых компаний, удерживая, таким образом, финансы в стране.

Низкие налоги на этапе становления компании очень важны, так как освободившиеся деньги могут быть направлены на развитие бизнеса и выход на определенный уровень. Для некоторых компаний это порой даже вопрос выживания на рынке.

— Уход из компании ключевых персон. По каким причинам уходят люди? Как с этим бороться? И можно ли? Поделитесь рецептами.

— Причин ухода ключевых персон из компании много, и очень часто они связаны со спецификой ее деятельности. Кто-то не выдерживает стресса. Кому-то компания не подходит по своему характеру деятельности. Например, человек привык к стабильности, а специфика деятельности компании заставляет его быть в постоянном движении, адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации, изучать что-то новое. Кстати, это одна из наиболее распространенных причин, по которой люди уходят из начинающих компаний, где один человек, как правило, сочетает обязанности нескольких. Есть, однако, и обратные ситуации, когда специалист, который привык к постоянному движению, оказывается в чересчур правильной и «скучной» компании.

Другой проблемой является также отсутствие мотивации. Так, например, только тот человек, который любит свою работу и заинтересован в достижении высокого результата (и морально, и финансово), будет держаться за свое рабочее место двумя руками, делая все возможное и невозможное для своей компании. Именно такие сотрудники наиболее ценные и эффективные, именно на таких людях держится компания. И задача руководителя подпитывать эту заинтересованность. Каким образом? Финансовое вознаграждение, безусловно, важно. Но не стоит забывать о коммунистическом прошлом России, когда для многих людей лучшим вознаграждением было попасть на Доску почета за взятие пятилетки в четыре года. Конечно, в сегодняшней ситуации такая мотивация звучит смешно. Тем не менее вряд ли кто-то поспорит, что доброе слово, видимые результаты труда, а также уважение коллег имеют практически такое же значение, как и финансовая заинтересованность. Если сравнивать с Америкой, то для российского человека моральный стимул намного важнее.

Кроме того, так как человек проводит на работе одну треть дня, а часто и больше, задача компании создать такой климат в коллективе, чтобы на работу было приятно приходить.

Парадокс русского менталитета, в особенности старшего поколения, в том, что русский человек может получать копейки, но работать на одном месте на протяжении многих лет просто потому, что нравится коллектив.

— Избыточный персонал. Каких людей можно назвать лишними в компаниях? Что с ними делать? Может, они не такие уж лишние? Как влияет избыток персонала на бизнес?

— Я бы назвал две главные причины, по которым появляется проблема лишнего персонала. Во-первых, неправильный руководитель, стоящий у штурвала компании. И во-вторых, автоматизация процессов, которые раньше выполнялись людьми. Второй момент во многих случаях — явление скорее положительное для компании. А вот что касается проблемы в самом руководителе, то здесь стоит пояснить мою точку зрения.

Вообще я считаю, что у грамотного руководителя не может быть лишнего персонала. Иначе штатное расписание изначально разработано неправильно. В успешной компании работы и обязанностей для каждого сотрудника всегда чуть-чуть больше, чем он успевает делать. Это заставляет специалистов находиться в состоянии некого стресса, который в данном случае влияет на работу только положительно. Поэтому если вы чувствуете, что сотрудники недостаточно заняты, вспомните те идеи, на которые раньше не хватало кадров, улучшите какую-либо сферу деятельности компании — возможностей всегда множество.

Полная статья в печатной версии Журнала Управление персоналом или через 3 месяца на сайте.

Источник: top-personal.ru