Сложная вакансия - прямой диалог

Сложная вакансия – прямой диалог

Со следующего номера мы начнем серию бесед с практиками по теме СЛОЖНАЯ ВАКАНСИЯ. Именно по этой причине расплодились кадровые агентства, увольняют эйчаров, принимают случайных людей, мимикрируют под суперспециалистов продвинутые соискатели...

Как Вы считаете, насколько размер компании влияет на сложность закрытия вакансий, дей­ствительно ли с маленькими компаниями работать проще?

Владимир Якуба: Размер компании действительно имеет значение. Но с маленькими компаниями иногда бывает работать сложнее, чем с крупными. По моему опыту, в трети случаях ваше предположение верно, в остальных — скорее наоборот.

Приведу пример: у нас есть один клиент — маленький заводик в Московской области, где производят пробки. Для этого предприятия мы закрыли две вакансии, но клиенту не очень хотелось оплачивать нашу работу. Вопрос решался тяжело, хотя сумма была небольшая, в районе 100 000 рублей, это классическая ситуация в небольших организациях. В итоге мы встретились с собственником, познакомились, рассказали, что такое подбор персонала, что такое кадровое агентство. Встреча прошла успешно, но диалог был долгим, и, собственно, клиенту нелегко было понять позицию кадрового агентства. «Почему же это столько стоит, если я принял всего двух сотрудников, причем на одинаковые вакансии?» — недоумевал он. И с психологической точки зрения, и с точки зрения возможных рисков работать с такой компаний сложнее. Но закрыть для нее вакансию было нетрудно. Это я и сейчас говорю, и собственникам сказал.

В западной компании подобную проблему решить было бы легче, но с позиции конкуренции — сложнее. Поэтому при прочих равных условиях мне видится, что с глобальными компаниями работать тяжелее, так как существенно выше конкуренция, очень многие хотят работать с брендами. Например, одна автомобильная компания, для которой мы в итоге закрыли вакансию коммерческого директора, нам честно сообщила, что работает уже с шестью кадровыми агентствами и мы можем попробовать стать седьмыми. Мы согласились и выполнили свою работу первыми. Но эти бега часто далеко не всех устраивают. Многие глобальные компании стремятся работать сразу с тремя, четырьмя кадровыми агентствами.

В итоге Вы можете сказать, что наблюдается тенденция: чем крупнее компания, тем сложнее с ней работать?

Владимир Якуба: Как вывод: с глобальными компаниями работать сложнее, а с небольшими заводами, если ты нашел подход, работаешь по российским правилам, заключил договор, выполняешь все сроки — проблем возникать не должно.

Так ведь и зарплата выше, кандидаты быстрее придут, кандидаты ведь больше в крупные компании попасть хотят?

Владимир Якуба: Абсолютно точно, таких кандидатов на рынке больше, но и требования существенно жестче. Во­первых: в том случае, если работают три агентства, в том числе и ваше, и каждое из агентств предоставляет по пять кандидатов, то не смотря на большой поток, значительное количество кандидатов будет отсеиваться. Иначе обстоят дела с маленькими заводиками. Второе: в глобальных больших компаниях часто происходит затягивание сроков, мне это очень знакомо.

У нас есть клиент — американская компания, которая производит небольшие устройства для нефтяных скважин, с 1982 года на рынке. Мы с ней работаем год, по executive search проекту. Ни одного кандидата еще не принято на работу, но предоплату нам внесли и мы можем спокойно работать, но нервы консультантов уже на пределе, потому что столько кандидатов потеряли, которых очень тяжело найти, привозили их из Хабаровска и с Дальнего Востока.

А по Скайпу пробуете проводить собеседования, чтобы из Хабаровска кандидатов не возить?

Владимир Якуба: Пробуем, но существует три звена отбора — и через все кандидата надо провести, а это занимает обычно не меньше двух месяцев. По крайней мере, в этой компании так получается. Плюс кандидат должен остаться на рынке. А так как это executive search проект, то как правило, кандидат остается, потому что где­-то  работает, но вот принять решение компания до сих пор не может. Хотя в моей практике есть четыре случая в хорошем смысле «сломанных» судеб людей, которые хоть и передумали не выходить на работу, в итоге изменили свое решение. И мы получали гонорар, и судьбы этих людей мне известны, они вполне довольны своей работой. Поэтому получается, что в глобальных компаниях также больше сроки.

Чем крупные российские сетевые компании отличаются от глобальных?

Владимир Якуба: В крупных российских компаниях, в отличие от глобальных, меньше жестких процедур, которые чаще всего сокращают сроки закрытия вакансий. При этом в российских компаниях, находящихся на высокой стадии развития, всегда остается риск того, что на ваших соискателей просто хотят посмотреть, чтобы в итоге принять своего «внутреннего» кандидата, который уже есть в заготовке. Мы, правда, сталкиваемся с этим редко, но один из последних случаев был именно такой. Причем сами HR­службы не знают об этом. Они находят кадровое агентство, работают с ним без предоплаты, после чего человек, который принимает решение, приглашает какого­нибудь «своего» кандидата и говорит: «Ребята, я этих троих, конечно, посмотрел, но вот есть еще четвертый…» — его представляют специалисту HR, которому ничего не остается, как согласиться. Этого кандидата берут на работу, а нам говорят: «Ребята, вы классные, но давайте подождем следующей вакансии».

По сути, и из другого агентства взять могут кандидата?

Владимир Якуба: Конечно, могут, это же российский бизнес. Потому риски и существуют.

А есть какие–то плюсы в работе с российскими компаниями?

Полностью материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 24 за 2011 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца

Источник: Журнал Управление Персоналом