В России определенная часть топ-менеджеров идет на работу для, того чтобы воровать

В России определенная часть топ-менеджеров идет на работу для, того чтобы воровать

Александр Степанов, генеральный директор сети магазинов «Калинка».

Вывод средств «удобен» в организации, где есть директор и менеджеры, а собственник не занимается оперативным управлением. И директор может выводить деньги, например, перечислять их на фирму, которую сам учредил, оформлять это как какие­то услуги. Поскольку я занимаюсь оперативным управлением, то у нас это не работает. Вывод средств — это воровство. С точки зрения компании, перечисление средств — это разрешенная законная деятельность, но не в интересах собственника.

Еще одним средством против вывода средств, помимо оперативного управления, может являться регулярный аудит. И важно доносить до топ­менеджеров, что он будет проходить, чтобы они понимали: если выведут средства, то собственник это увидит. Лечение всегда тяжелее, чем профилактика.

«Откаты» — это часть средств, которые оплачивает компания кому­то. Самый большой оборот у нас — закупка товара, поскольку мы торговая компания, то самые большие «откаты» у закупщиков. Есть продавец, он хочет продать нам товар со своей маржой. Он приходит к менеджеру, а менеджер говорит: «У нас своего добра навалом, до свидания!» Тогда продавец начинает думать, как бы сделать так, чтобы менеджер захотел взять его товар. Он предлагает взять его в матрицу продаж, объяснить начальству, почему это будет «очень» выгодно компании, и предлагает заплатить либо фиксированную сумму, либо поставить на абонентское обслуживание, то есть за количество проданного товара. И собственнику отследить такое действие крайне сложно, так как подобные предложения делаются и деньги передаются неофициально, вне рабочего времени. Физически поймать нереально. Это будет уже оперативно­розыскная деятельность.

Наш оборот — 90 млн рублей в месяц. Если взять один процент — это уже почти миллион. Понятно, что «откаты» дают не всем, менеджеры понимают, кому давать, а те, кто берет, прежде наводят справки — кто, откуда и т. п.

Я разговаривал с людьми, берущими «откаты», и они считают, что не воруют. Они считают, что оказывают услугу компании, что для компании такие сделки — это хорошие условия. А то, что их потом благодарят — это ничего. Но такое мнение ошибочно. Если человека купили подобным образом, то с точки зрения компании — это предательство. Ведь, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Если продавец решит повысить цены на товар, топ­менеджеру придется согласиться — ведь ему не захочется терять свое вознаграждение. И он должен будет всеми силами стараться объяснить собственнику, что такое повышение цен выглядит совершенно естественным, что работа с этим продавцом выгодна. Некоторые «топы» берут кредиты на машины, квартиры и отчетливо понимают, что если они сейчас перестанут брать «откаты», свои 30–50 тыс. рублей в месяц, то для них это будет крайне невыгодно.

В таких случаях бывает и просто воровство, когда приносят деньги наличными, для кассы, но до кассы эти деньги не доходят. Поставщик приносит деньги, это оговоренная плата за его позиции, передает менеджеру, менеджер говорит, что сейчас отнесет деньги в кассу, но сам не приносит. Это выявляется только при сверках оплаты услуг.
Делается это не всегда: где­то учет ведется лучше, где­то хуже.

При «недоносах» денег до кассы помогают сверки, а с «откатами» в чистом виде бороться очень сложно. Их видно по косвенным признакам. Например, у топ­менеджера жена не работает и двое детей, зарплата «не очень» высокая и снимают квартиру, и вдруг — покупают новую машину. Все становится очевидным — пусть даже не рассказывает, что бабушка в Канаде умерла...

У нас в Нижнем, в России определенная часть топ­менеджеров идет на работу для того, чтобы воровать. Недавно был случай, когда к нам на работу пришел закупщик магазина. Начал стажироваться. И выясняется, что цены, по которым он получает, «прошиты» в матрице через спецификацию у нас в офисе, и он через сканер принимает товар. И если цена пришла выше оговоренной в офисе, то он даже ввести не может. И когда «топ» понял, что он не может провести товар по более высокой цене, то сказал: «Этот товар более качественный, хоть и цена выше, но это будет выгодно компании». Но провести более дорогой товар все равно нельзя. Тогда он сказал: «Ой, мне что­то здесь совсем не нравится». И уволился.

Это даже не специальная подстраховка собственника, а простой учет выполнения договорных обязательств. Прописан договор поставки, там указано, что цены определяются спецификацией, и они меняются только дополнением к договору. Это заносится в компьютер, и их нельзя никак изменить.

Беседовала Светлана Федюкова, fedyukova.svetlana@mail.ru

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 6 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Журнал УП 6, март 2012 г.