Декомпозируйте стратегию для последующей реализации

Автор: Дан Дубов

В 90­е годы в России никто не задумывался о стратегии развития бизнеса. Как Вы думаете, изменилась ли ситуация сейчас?

— Не готов согласиться. Просто в 90­е процесс был менее формализован, необходимая скорость реагирования выше, а цена ошибки — крайне высока. Изначально стратегия — элемент военного искусства, а бизнес 90­х ближе всего был именно к военным действиям в прямом и переносном смыслах.

В настоящее время бизнес­реалии таковы, что появилась возможность более вдумчиво и формально заниматься вопросами стратегического планирования. Однако следует понимать, что суть ведения бизнеса представляет собой противоборство в условиях неопределенности и управление ограниченными ресурсами.

Ваше понимание термина «стратегия развития бизнеса»?

— Наше понимание полностью совпадает с общепринятым определением стратегии развития как долгосрочного планирования целей компании и способов достижения этих целей.

Кто в России реально пытается работать над стратегией?

— Таких компаний множество. Мы можем предположить, что в какой­то степени прорабатывает стратегию практически любая организация, продумывая свои цели и действия на рынке. Вопрос заключается в детальности проработки, а также в том, какова реальная мотивация, стоящая за разработанной стратегией: если стратегия разрабатывалась для галочки, то и качество ее не важно.

Если говорить о нас, то мы в MD Facility Management относимся к стратегии крайне серьезно и прорабатываем все аспекты — от сегментов рынка до отдельных игроков в части анализа потребительского спроса; от финансирования сделок M&A до подготовки квалифицированных кадров в части планирования ресурсов.

Много случаев, когда компании с разработанной стратегией развития своего бизнеса прогорают. Как Вы думаете, какими могут быть основные предпосылки к этому?

— Разработанная стратегия и верная стратегия — не одно и то же. Компании могут ставить себе ошибочные и невыполнимые цели. В результате чего разработанная стратегия не будет реализована.

Далее, как и говорили ранее, неопределенность предполагает построение набора предположений касательно рынка, поведения конкурентов, поведения потребителей, поведения правительственных агентств и т. д.; чем корректнее компания строит предположения, тем меньше вероятность возникновения последующих проблем. Не стоит забывать и о корректности оценки доступности ресурсов — финансовых, людских, материальных, временных.

С чего следует начинать при разработке стратегии?

— При разработке стратегии изучаются внешние и внутренние факторы для определения положения компании на рынке. Анализируются такие факторы, как социально­политическая ситуация в регионе и в мире, привлекательность отрасли и уровень конкуренции, конкурентные преимущества компании и ее слабые стороны, факторы экономического характера, такие как анализ покупательской способности, и т. д.

Пятилетка или ГОЭЛРО? Как не улететь за облака?

— Вопрос горизонта планирования, безусловно, очень важен. С одной стороны, интуитивно понятно, что чем больше срок планирования, тем выше вероятность ошибки, но, как показывает история, вероятность ошибки при формировании сверхдолгосрочного плана зачастую не выше, чем вероятность ошибки при средне­ или даже краткосрочном планировании.

Мы вновь возвращаемся к корректности предположений и, что важно, реалистичности цели. Впрочем, надо отметить, что даже реалистичная цель должна быть достаточно амбициозна — в противном случае не стоит тратить время на стратегические сессии.

Известные зарубежные «топы» говорят, что стратегию надо разрабатывать, но еще ни разу не случилось, что она оказалась верной. Как Вы можете прокомментировать данное утверждение?

— Данное утверждение достаточно сложно комментировать, так как мы знаем немало примеров успешных бизнес­стратегий, в том числе стратегию компании Microsoft, которая поставила себе целью оснастить каждый компьютер операционной системой Windows. Также из успешных бизнес­стратегий можно упомянуть стратегии компаний Samsung и Apple.

О стратегиях, оказавшихся неверными, мы гораздо менее информированы, что естественно: мало кто любит рассказывать о своих просчетах. Как бы то ни было, само упражнение стратегического планирования необходимо для определения видения возможных направлений развития. Визионерство — важная составляющая успеха.

Каких ошибок не избежать?

— Конечно, при формировании стратегии невозможно со 100%­ной точностью предположить направление развития событий. Ошибки предположений неизбежны. Весь вопрос в том, насколько критичный характер носят эти ошибки. Иногда разработанная стратегия может перенести некоторые ошибки предположений, но какие­то ошибки являются наводящими, корректирующие действия становятся невозможными, ситуация развивается неуправляемо, что приводит к абсолютному краху разработанной стратегии.

Ваши 10 советов?

— Десять — много. Для формирования успешной стратегии необходимо:

  1. Видение
  2. Доскональное знание рынка
  3. Глубокое понимание бизнес­рельефа
  4. Команда
  5. Способность декомпозировать стратегию для последующей реализации
  6. Гибкость на тактическом уровне

* Дан Дубов, директор по развитию MD Facility Management.

Беседовала Светлана Федюкова, fedyukova.svetlana@mail.ru

CПРАВКА О КОМПАНИИ

MD Facility Management оказывает услуги по технической эксплуатации объектов недвижимости с 1994 года. Общая площадь обслуживаемых объектов компании
составляет более 3,5 млн кв. м. Численность персонала превышает 1 500 сотрудников. MD Facility Management работает в 15 городах РФ.