А «зори» здесь «тихие»...

Автор: Елена Логинова

Банки у нас, пожалуй, лидеры по подготовке для рынка квалифицированного и понимающего слово «порядок» персонала. Как у банков это получается? Откуда выросло большинство «топов» в банках?

На мой взгляд, топ-менеджеры в банках не сильно отличаются от своих коллег, например, из больших международных FMCG-компаний. Действительно, банковская деятельность гораздо сильнее зарегулирована как со стороны государства, так и со стороны внутренних политик и процедур, без которых она просто невозможна. Поэтому успешными менеджерами могут стать только люди, готовые работать в подобных условиях. При этом примеров успешных переходов менеджеров из FMCG и телекома в банки достаточно много, но это скорее касается подразделений, связанных с продажами, и клиентских служб. Традиционно в кредитных организациях также успешны менеджеры, которые начинали восхождение по карьерной лестнице в консалтинговых компаниях. Причем большинство банковских топ-менеджеров все-таки вырастает внутри своей сферы.

А если говорить об опыте, образовании, связях. Какими они должны быть у современного топ-менеджера?

— Банковский бизнес в России достаточно молодой, но за годы своего развития он успел довольно сильно трансформироваться. Соответственно, трансформировались и требования к топ-менеджерам банков, а также пути их попадания в компанию. На заре девяностых топ-менеджером, да и не только топ-менеджером, вряд ли мог стать человек «c улицы», просто закончивший финансовый вуз — на тот момент связи, безусловно, играли важную роль.

На этапе бурного развития розничных банков и выхода на наш рынок международных игроков конкуренция за менеджеров обострилась, и в этот период появились 30–35-летние топ-менеджеры зачастую без профильного финансового образования, но с отличным опытом работы. Сейчас рынок стабилизировался, и столь стремительные карьеры найти уже сложно. Если суммировать, то, чтобы стать топ-менеджером в банке сегодня, необходимо профильное образование — российское и, как правило, зарубежный MBA или Executive MBA, который не является критичным условием при поступлении на работу, однако его наличие стало «хорошим тоном» для кандидатов, претендующих на высшие руководящие должности. Опыт работы — это, естественно, ключевой фактор, и здесь важен и масштаб банка, в котором ранее работал менеджер, и наличие опыта работы в кредитной организации с иностранным капиталом.

«Топы» с какими чертами характера, привычками, нравами, на Ваш взгляд, приемлемы и неприемлемы для банков?

— Банки сильно отличаются друг от друга, а значит, отличается и их корпоративная культура, поэтому единых приемлемых и неприемлемых черт характера не существует. Конечно, топ-менеджер должен обладать лидерскими качествами, но понятие лидерства и его интерпретация сильно зависят от организации. Навыки управления людьми и построения команды также являются залогом успеха для топ-менеджера. Но и здесь многое зависит от стиля руководства, принятого в компании. Топ-менеджер — это тот человек, который формирует корпоративную культуру и является во многом примером для подражания. Поэтому при выборе внешнего или назначении внутреннего кандидата на ключевую позицию личностные качества нужно учитывать наравне с профессиональными.

Можно ли «топов» в банках сравнить с фараонами и жрецами Древнего Египта, которые обладали особыми знаниями и полномочиями?

— Фараон — это даже не царь, король или император. Это Бог на земле и Бог после смерти. Поэтому, на мой взгляд, такое сравнение неуместно.

Какие качества «топов» могут повлиять на имидж банка — способствовать его повышению или, наоборот, привести к его понижению?

— Топ-менеджер банка — лицо компании, и то, как она будет восприниматься внутри и, главное, вовне, во многом зависит от поведения ее ключевых руководителей. Давно уже топ-менеджеры не сидят за закрытыми дверями своих кабинетов: они не только общаются с инвесторами, партнерами и клиентами, но и представляют банк в СМИ, «живут» в пространстве социальных медиа. Топ-менеджеры становятся все более открытыми и напрямую влияют на имидж банка. Поэтому имидж топ-менеджеров организации — уже давно повседневная работа PR-служб.

Перейдем к вопросу о зарплатах: как она формируется у «топов»?

— Заработная плата топ-менеджера — это только часть вознаграждения. Материальная компенсация включает и годовой бонус, который сейчас, как правило, напрямую привязан к финансовым результатам деятельности, а также долгосрочные премиальные планы, которые могут быть как в денежной форме, так и с использованием акций банка. Конкуренции по заработной плате в чистом виде на рынке вознаграждения топ-менеджеров давно не существует. И финансовым фактором, который будет учитываться соискателем при принятии решения о переходе в другую компанию, является размер совокупного вознаграждения, включая его отложенную часть.

Расскажите, как происходит увольнение топ-менеджеров, существуют ли какие-то правила у этой процедуры?

— Расставание с топ-менеджерами — это всегда процесс болезненный и дорогой для организации, а потому необходимо максимально внимательно оценивать кандидата на этапе назначения либо найма. Правда, от ошибок не застрахован никто, и в случае инициации процесса расставания со стороны работодателя есть только единственный вариант — договориться о суммах, сроках и коммуникации на внешнем рынке. Прописанные в контрактах «золотые парашюты» уже достаточно редко встречаются. Также нужно понимать риск потенциального ухода топ-менеджера к конкурентам, поэтому практикуется подписание соглашения об ограничениях на переход в определенные банки-конкуренты.

Сегодня рынок топ-менеджеров стабилизировался или банки продолжают переманивать друг у друга лучших? Помогают ли нашим банкам в этом вопросе Запад и бывшие страны Советского Союза?

— Бум на рынке банковских топ-менеджеров случился на этапе бурного развития этой сферы. Сейчас ситуация действительно стабилизировалась, так как количество игроков стало четко определено. Тем не менее позиции топ-менеджеров открываются, и переманивание у конкурента — это только один из вариантов закрытия подобной вакансии. Для западных компаний приоритетным является перемещение успешных топ-менеджеров из других стран. На определенном этапе развития рынка приглашали к себе на работу экспатов и российские кредитные организации, так как банковской экспертизы и сопоставимого опыта просто не было на отечественном рынке. Сейчас количество экспатов как в иностранных, так и в российских банках значительно сократилось. Наибольшая сложность при перемещении из другой страны или при переманивании у конкурента — это невозможность до конца оценить, насколько успешный в одних условиях топ-менеджер окажется настолько же успешным в других. Поэтому для меня топ-менеджер, выросший в рамках своего банка, имеет больший шанс на успех.

И напоследок, какие советы Вы можете дать коллегам по работе с «топами»?

— На мой взгляд, работа с топ-менеджерами — это одна из самых интересных и не прописанных в книгах задач HR. Если говорить о советах, которые можно дать коллегам, работающим с топ-менеджерами, то я бы рекомендовала им хорошо знать и понимать бизнес и говорить с менеджерами на их языке — языке цифр, в противном случае HR так и останется поддерживающим звеном и не сможет стать равноправным партнером.

* Елена Логинова, старший вице-президент, директор департамента по работе с персоналом «Ренессанс Кредит».

Беседовала Юлия Боброва, lilitkey@mail.ru