Тайны «КАМАЗовского» двора

Автор: Ильдар Шамилов

Информацией о производственных секретах поделился заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по безопасности Ильдар Шамилов.

Аутплейсмент для лояльности работников

После увольнения или при переходе на другую работу, работник может «унести» с собой секреты производства. В случае расторжения договора с сотрудником следует учесть следующие моменты: процедура увольнения работников должна проводиться таким образом, чтобы человек, прекращающий трудовые отношения, не оказался источником угрозы для безопасности компании. Расставаться с бывшим сотрудником «без обид» нужно уметь. Одна из составляющих этого умения — деятельность службы безопасности компании. Работники службы, зная организационную структуру компании, ключевые подразделения, в которых сосредоточены материальные ценности и сведения, составляющие коммерческую тайну, ноу-хау, интеллектуальную собственность, обязаны предусмотреть, что можно ожидать от того или иного сотрудника в любой ситуации, в том числе и при увольнении.

Даже при увольнении рядового работника, велик риск оказаться по его милости жертвой утечки персональных данных, обрабатываемых в компании. «Вынести» можно не только списки контрагентов, рабочие материалы, но и просто идеи будущих проектов, которые представляют собой весьма реальную ценность для наших конкурентов, к которым обиженный работник пойдет в первую очередь.

Если сотрудники не удовлетворены оплатой или условиями труда, они могут начать поиски нового места работы, что заметно по ряду признаков, на которые специалисты службы безопасности, работая с персоналом, должны обращать внимание:

  • сотрудники чаще отпрашиваются под предлогом решения каких-либо личных проблем;
  • проявляют меньшую заинтересованность в работе, небрежны при выполнении профессиональных обязанностей (чего ранее не отмечалось);
  • в общении с коллегами становятся менее откровенными, чем обычно, или наоборот — начинают резко негативно и открыто высказываться о неудовлетворительной организации работы в компании, о руководстве;
  • проявляют неестественность при разговоре по телефону, т. е. при нахождении в кабинете других сотрудников испытывают неловкость;
  • после получения сигнала на мобильный телефон выходят из кабинета для продолжения разговора.

Получив подтверждение, что работник собирается уволиться, его руководитель должен усилить контроль над его работой по договорам, с конфиденциальной или коммерческой информацией, с материальными ценностями. С этой целью рекомендуется изучить текущую дебиторскую задолженность в бухгалтерии по договорам, с которыми работает сотрудник, убедиться, что условия договоров выполняются, проверить наличие конфиденциальных и других документов, с которыми он работал или работает. Главное — не допустить нанесения материального ущерба, уничтожения рабочих документов и информационных материалов. Каковы бы ни были причины увольнения, человек должен покидать компанию без чувства обиды.

На Западе давно прижилось специальное понятие для увольнений такого рода — аутплейсмент (от англ. outplacement — трудоустройство уволенных). Суть метода заключается в ряде мер, направленных на минимизацию негативных последствий, связанных с потерей человеком работы:

  • назначить дублера, которому увольняемый постепенно будет передавать дела и документы;
  • найти компромиссное взаимовыгодное решение (выплатить денежные компенсации, помочь с трудоустройством, приобретением другой профессии);
  • выполнить все предусмотренные законодательством процедуры (предупредить о сокращении за два месяца, выплатить денежную компенсацию и др.);
  • предложить различные варианты трудоустройства на другом рабочем месте в компании;
  • хотя бы частично решить личные проблемы человека (дать возможность окончить курс лечения, сохранить очередь на жилье, помочь погасить кредит и др.);
  • предоставить рекомендательные документы или помощь в трудоустройстве.

Прибегнув к аутплейсменту, застраховав себя от подобных рисков, работодатель в итоге избавит себя от серьезных экономических, имиджевых и других потерь, которые в финансовом плане могут обойтись ему гораздо дороже стоимости аутплейсмента.

«Засланный казачок»

Давайте определимся, кого можно отнести к разряду «засланных казачков». На мой взгляд, к «казачкам» можно отнести не только намеренно внедренных, но и собственных работников, которые по тем или причинам, с корыстью для себя или по идейным соображениям начали «сдавать» служебную информацию, представляющую особую ценность, разглашение которой влечет существенные потери, финансовые либо репутационные для компании. Итак, это:
топ-менеджер, только что покинувший компанию конкурента. Всегда необходимо интересоваться причинами, из-за которых этот профи принял решение уволиться.
работник, который постоянно вмешивается в чужие дела. Следует отличать простое стремление вникнуть в суть новых обязанностей от попыток выведать то, что знать действительно не положено. Нужно суметь вовремя отличить «любопытную Варвару» от «засланного казачка»!


Специалист, желающий быть «хорошим для всех». Очень часто для «казачка» важно получить доступ к конкретной информации, а это означает найти подход к определенным коллегам.

Сотрудник, который всегда мотает на ус все, чем делятся другие сотрудники, при этом сам выдерживает дистанцию и контролирует каждый свой шаг. «Казачку» попросту нет смысла сближаться с кем бы то ни было: он не станет рассказывать о себе, пить в общей компании на корпоративе, приглашать к себе домой и делиться переживаниями.

Коллега, который часто без веских причин задерживается на работе допоздна. Ему не нужны свидетели, поэтому бумажную часть своих черных дел он наверняка будет проделывать без присмотра коллектива. Если для подобных задержек нет никаких объяснений — это повод для пристального интереса со стороны руководства.

От подобных сотрудников необходимо как-то защищаться. Первое, что необходимо делать в этом направлении, — структурировать информацию по степени важности, и разделить пользователей на группы с разными правами доступа к ней.

Эффективно применяются способы аппаратного ограничения доступа к информационной системе и системы предотвращения утечек (DLP-системы). Под DLP-системой понимают программный комплекс, анализирующий потоки данных, «пересекающие» периметр защищаемой информационной системы, и предотвращающий утечки конфиденциальных данных из нее.

Как предотвратить инсайдерство

Самый лучший способ сокрытия секретов — выстраивание четких правил работы с ними и строгий контроль со стороны руководителей за их выполнением со стороны сотрудников. Дезинформация — эффективный метод только в очень конкретных ситуациях.

Назад к печатным машинкам

В июле все отечественные СМИ прокомментировали появление на сайте госзакупок РФ информации о размещении ФСО заказа на печатные машинки. Поводом для этого решения послужила целая череда громких скандалов, связанных со «сливом» информации.

Следует признать, что практика набора секретных документов на печатной машинке сохранилась в наши дни во многих спецслужбах и силовых структурах. В частности, в военном ведомстве на аппаратах создают подготовительные документы и секретные донесения министру обороны или Верховному главнокомандующему. Таким образом, исключается возможность электронного копирования особо охраняемых сведений.

Эксперты в области компьютерной безопасности также подтверждают, что с точки зрения сохранения информации печатная машинка гораздо надежнее. К минусам создания секретных документов без компьютера относят то, что при ЧП документ уже невозможно будет восстановить: бумага слишком уязвима. Однако не стоит забывать, что ни один документ, написанный на электронном носителе, печатной машинке или от руки не защищен от человеческого фактора.

Советы

В первую очередь необходимо определить и зафиксировать корпоративные ценности — систему хорошо продуманных и четко сформулированных взглядов на то, что хорошо для организации и что плохо. В ее разработке должны принимать активное участие и служба безопасности организации.

Эффективным инструментом, как контроля сотрудников, так и защиты информации является разграничение доступа к данным, даже если они не являются конфиденциальными. Установка такой системы позволяет отслеживать, кто и как именно работал со служебной информацией, не давать ей «расползаться» по компании.

Необходимо выстроить меры по охране конфиденциальности информации:

  • определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • установить порядок обращения с этими сведениями, как в электронном виде, так и в бумажном;
  • учет лиц, получивших доступ к документам, составляющим коммерческую тайну;
  • регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну — включать требования о неразглашении в трудовые договора или заключать соглашения о конфиденциальности;

4. Наладить в соответствии с требованиями законодательства организационно-кадровую безопасность, с целью минимизации рисков инсайдерства, злоупотреблений на рабочем месте:

  • проверка кандидатов при приеме на работу;
  • подготовка руководителей и персонала по вопросам кадровой безопасности;
  • проведение внутренних служебных расследований;
  • поддержание лояльности сотрудников по отношению к работодателю.

Подытожив, можно сказать следующее: необходимо выстраивать систему внутреннего контроля, так как это основа, на которой строится вся работа по обеспечению безопасности организации. В то же время необходимо понимать, что все инструкции исполняет персонал и получается, что самым незащищенным звеном является человек. Поэтому необходимо проводить работу по выстраиванию лояльности персонала. Сплоченный коллектив сегодня — это важное конкурентное преимущество компании. Если система внутреннего контроля будет поддерживаться сотрудниками, то компании легче перенести внутренние и внешние угрозы. Персонал непременно оценит позитивное и справедливое к себе отношение. Если в коллективе «хороший климат», тогда требования и нормы принимаются и выполняются с меньшими сопротивлениями.

Справка:

ОАО «КАМАЗ» — один из ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Камский автозавод создан в 1969 году. Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. В состав группы технологической цепочки входит 12 крупных заводов автомобильного производства. Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье. На 01.01.2013 года в подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работал 55361 человек. За 12 месяцев 2012 года выручка по группе организаций «КАМАЗ» составила 117 млрд. рублей (МСФО). Шамилов Ильдар Асхатович, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по безопасности. Родился в 1956 году. На «КАМАЗе» работает с 2003 года. Имеет правительственные награды.

Беседовала Татьяна Осипова.