Три простых способа сократить расходы на обучение персонала в условиях кризиса

Автор: Сергей Зацепа

Как сохранить эффективность обучения персонала в условиях сокращения расходов, мы обсудим сегодня с Сергеем Зацепой, директором компании «Бизнес-Фильм», специализирующейся на создании обучающих и мотивационных видеороликов для среднего и малого бизнеса.

Сергей Зацепа,«Бизнес-Фильм»

 Сергей, вам слово.

— Добрый день, давайте перейдем сразу к делу. Я регулярно общаюсь с HR-директорами и бизнес-тренерами, и вот что, на мой взгляд, можно сделать, чтобы сохранить качество в условиях сокращения бюджета.

Способ №1 — провести переговоры с бизнес-тренерами о снижении цены

 Сергей, как вы считаете, о какой экономии может идти речь в этом случае?

— Как и в 2008 году, практически все бизнес-тренеры столкнутся с падением загрузки, однако сейчас к этому добавится девальвация рубля, что приведет их к противоречивым желаниям — с одной стороны, сохранить свои доходы в долларовом эквиваленте (в расчете на один тренинг), с другой — не допустить снижения загрузки.

Более того, существует достаточная неопределенность — что будет дальше с рублем и экономикой, которая опять же вызывает два желания. Первое — заключить контракты на год вперед, чтобы как-то гарантировать себе финансовую стабильность, а второе — не заключать долгосрочных договоров из опасений, что стоимость этих контрактов перестанет быть привлекательной в случае дальнейшего обесценивания рубля.

Хочу отметить, что большинство руководителей сейчас склонны взять паузу и посмотреть, что будет, поэтому именно в начале года можно предлагать бизнес-тренерам заключение контрактов с дисконтом даже от цен 2014 года, пока все остальные претенденты на время бизнес-тренера в замешательстве.

Если речь идет о долгосрочном планировании обучения, то можно прописать в контракте штрафы для тренера за отказ от выполнения обязательств (чтобы у него не было стимула отказаться от вашего контракта в пользу более выгодного).

В целом уже на одном этом способе, на мой взгляд, можно сэкономить порядка 20-30%.

Способ №2 — сократить количество учебных программ

 Я правильно понимаю, что вы предлагаете пожертвовать качеством обучения?

— Что вы, конечно, нет. Это можно рассматривать только как вынужденную меру, однако именно это, к моему глубокому сожалению, и произойдет в большинстве российских компаний.

И, конечно, эта мера предоставляет наибольшие возможности для сокращения бюджета — хоть до 100%.

Способ №3 — изменить формат обучения

 Сергей, что вы имеете в виду под изменением формата обучения?

— Тут возможны самые разные варианты, суть которых будет сводиться к замене более дорогих форм менее дорогими.

Основных вариантов два: переход к обучению одних сотрудников другими (то есть наставничество и внутренние тренеры) и частичная замена живого обучения материалами для самостоятельного изучения.

Давайте обсудим последний вариант более подробно, потому что, на мой взгляд, за ним будущее.

 Какие же преимущества есть у такого варианта? Мне всегда казалось, что нет более эффективной формы, чем живой тренинг.

— При всех преимуществах живых тренингов у них есть и недостатки, главными из которых являются относительная дороговизна и, что может быть даже более важным, — то, что информация, полученная на тренинге, быстро забывается.

Кроме того, для формирования многих навыков лучше заниматься, скажем, по 30-60 минут каждый день в течение месяца, чем пройти 16 часов интенсива за выходные.

В то же время, если создать обучающие видео, где информация будет разбита на удобные для усвоения части, то можно обеспечить очень хорошее усвоение информации, особенно если не пускать такое обучение на самотек, а регулярно тестировать пройденный материал.

Стоит отметить, что при такой форме обучения, когда на корпоративном портале есть подборка видео для всех типовых ситуаций для каждой специальности, сотрудник может обращаться к этой базе и после прохождения обучения, чтобы, например, проанализировать свое решение в какой-то сложной ситуации.

Ведь очень важно понимать, что сотрудник по-разному реагирует на обучение, если он ранее уже сталкивался с какой-либо ситуацией и если не сталкивался.

Например, неопытный продавец может столкнуться с ранее не встречавшимся ему возражением клиента (но про которое он что-то слышал на тренинге или в обучающем видео) и вечером после работы посмотреть заново нужный ему обучающий видеоролик (например, «работа с возражениями») и сделать выводы.

В случае, если в компании практикуется только живое обучение, такой возможности у сотрудника до следующего тренинга уже не будет.

Кроме того, есть ряд ситуаций, в которых использование живого тренинга попросту нерентабельно. Например, если в компанию пришло 10 новых сотрудников, для них провели вводный тренинг, а затем двое из них уволились и на их место наняли двух новых сотрудников.

Проводить для этих двоих живой тренинг слишком дорого, заставить их работать без вводного объема знаний — тоже плохо, а вот вводный курс на основе видеороликов мог бы быть идеальным выходом из ситуации.

 А почему именно видео, а не текстовые материалы, например?

— Видео — это наиболее естественная форма передачи информации, как следствие, лучше всего воспринимаемая. Видео позволяет полнее погрузиться в моделируемую ситуацию, чем текст.

Важно понимать, что по-настоящему качественные обучающие видеоролики — это результат системной работы заказчика, бизнес-тренера и съемочной группы.

Все начинается с описания бизнес-процесса с указанием правильных и неправильных вариантов поведения персонала.

И очень важно, что видео позволяет показать типовые ошибки так, чтобы они по-настоящему запомнились (разными способами — иногда с юмором, иногда с помощью доведения ситуации до абсурда и т.д.).

 Насколько создание обучающего видео дешевле проведения живых тренингов?

— Во-первых, я бы хотел отметить, что я рекомендую использовать оба метода — они скорее взаимодополняющие, чем взаимоисключающие.

Во-вторых, нужно понимать, что стоимость создания обучающего видео будет амортизироваться в течение всего срока его использования, а это может быть и год, и два, и три.

В-третьих, качественное обучающее видео создается в рамках совместной работы бизнес-тренера и съемочной группы и подразумевает выплату разового гонорара и бизнес-тренеру тоже.

Но в целом стоимость создания серии обучающих видео для всех типовых ситуаций, например сотрудника торговой сети (одной специальности, скажем, продавца-консультанта или кассира), сопоставима со стоимостью одного живого тренинга.

 Сергей, спасибо большое за полезное интервью!

* Сергей Зацепа, директор компании «Бизнес-Фильм».

Беседовала Анна Иванова.