Обзор книги Питера Друкера «Практика менеджмента»

Автор: Наталья Селивёрстова

Главное качество менеджера – порядочность.

«Практика менеджмента» - это переиздание классической книги, вышедшей в 1954 году. Когда-то она сформировала целостное понимание того, что такое менеджмент, и выделила менеджера как отдельное важное звено любой корпорации. Эта книга создала то, что в наши дни принято называть дисциплиной менеджмента. Несмотря на то, что этой книге уже более 60 лет, она актуальна до сих пор, ведь в ней описаны фундаментальные понятия и принципы, которые необходимо знать и студентам, и профессионалам своего дела.

Более 250 лет тому назад Джонатан Свифт сказал, что тот, кто вырастил две травинки там, где росла одна, заслуживает большего уважения, чем любой философ-созерцатель или создатель очередной метафизической системы. Автор книги Питер Друкер абсолютно уверен, что это высказывание применимо и в менеджменте, который основывается на природе современной индустриальной системы и потребностях современных компаний.

Друкер уверен, что какова бы ни была организационная структура компании, она не сможет жить и функционировать без менеджмента. С ним трудно не согласиться, хотя многие пытаются оспорить этот факт. В условиях современного кризиса многие компании стараются экономить бюджет в первую очередь за счет сокращения отдела менеджмента. Автор убежден, что такой подход в корне неправилен. Важнейшая функция менеджмента – обеспечение экономической эффективности. Сокращение бюджета на менеджмент поведет за собой снижение общей выручки, о чем многие топы даже не задумываются.

Конечно, менеджеры – самый дорогостоящий ресурс компании. Автор даже приводит пример, что хороший инженер или бухгалтер с 10-12-летним стажем равноценен прямым инвестициям в 50 тысяч долларов сверх вклада, уже сделанного в успех компании. Хоть эта цифра и условна, Друкер настаивает, что инвестиции в менеджеров перевешивают инвестиции в любой другой ресурс.

Несмотря на то, что футурологи сходятся во мнении, что менеджеры через несколько лет будут не нужны, ни автор, ни я не согласны с этим. Невозможно будет поставить на автоматизацию три главные функции менеджмента: управление компанией, менеджерами и работниками. Никакой компьютер не заменит возможность менять стратегию управления исходя из человеческого фактора.

Совершенно справедливо замечание автора о том, что самое узкое место – у горлышка бутылки, а успех компании определяется эффективностью управленческой команды. Очень показательным был один из примеров того, как капитан корабля берет на себя командование в чрезвычайных ситуациях. Один из патриархов бизнеса поделился историей о том, как они пережили крупный пожар на заводе. Мало того, что пришлось перебросить крупные заказы подрядчикам и конкурентам, так еще и необходимо было решить, восстанавливать ли завод или строить новый. На восстановление ушло бы $2 млн и полгода, а на строительство - $10 млн и два года. Но новый президент компании решил начать строительство, а главным аргументом стало увеличение производственной мощности на новом заводе в два раза при уменьшении издержек. Не погнавшись за быстрой прибылью, президент сделал правильный выбор и удержал компанию на плаву.

Питер Друкер настаивает на том, что менеджеру необходимо понимать и принимать весь бизнес как единый нераздельный процесс и соответственно управлять им. Но при этом менеджер должен быть в состоянии принять на себя ответственность за большее количество рисков – в том числе на длительную перспективу.

Завтрашний менеджер не сможет действовать интуитивно, он обязан овладеть системой и методом. А найти необходимые концепции, выработать правильные принципы, сформулировать подходящую систему и метод и продемонстрировать основные модели – такую цель ставил перед собой автор.

Наталья Селивёрстова