Кристально честных людей найти сложнее, чем иголку в стоге сена

Автор: Михаил Куварзин

Тренер говорит о борьбе с беловоротничковой преступностью (БП) — это нонсенс или вы как бизнес-тренер готовы и можете реально помочь бизнесу бороться с этой проблемой?

Борьба с беловоротничковой преступностью (БП) не нонсенс, а распространенный сложный процесс, требующий специальных методов. Надо понимать, что причины преступлений — это психические отклонения. Всю историю своего существования человечество борется с ними.

 Если так, то начнем, пожалуй, с вопроса об ее истоках — что или кто допускает укоренение БП в новых растущих компаниях?

Как правило, во вновь созданных компаниях — стартапах — такая проблема отсутствует. В связи с тем, что основатель выполняет функции директора и сам лично контролирует финансовые потоки, а штат невелик. Кроме того, молодые, маленькие компании в состоянии выстраивать «семейные» отношения в коллективе, что способствует профилактике БП.

Чаще угроза скрыта в организации процессов — неотчетливые коммуникации. Когда никто никому неподотчетен, то никто не отвечает за результаты (слабая структура).

Вторая угроза — высококвалифицированные профи. В молодых компаниях их не так много, они становятся мозговым центром, сердцем, их сложно заменить, зачастую основатель слепо верит не только в их профессиональные качества, но и связывает их с личностными качествами. В молодых компаниях основатель предан идее и слепо верит в нее, используя разные, не всегда популярные решения. Профессиональные подхалимы, люди с развитым EQ (эмоциональным интеллектом), но нечестные на руку, могут напустить пыли в глаза.

Ответ: в молодых компаниях БП укореняет чаще всего сам основатель, создавая возможности для преступлений (слабая структура, наем сотрудников только по профессиональным качествам, направление своего внимания только на результат — продажи).

Совет: развивайте социальные навыки, эмпатию — способность распознавать эмоциональное состояние других людей.

 Давайте спросим у вас о том, на какие формы и проявления БП обычно жалуются современные компании?

Пожалуй, самые распространенные виды БП связаны с тендерами, закупками и мертвыми душами в компании.

 Какие виды бизнеса более всего страдают от БП?

В нашей большой и богатой природными ресурсами стране БП чаще подвержены компании, занимающиеся добычей, переработкой, производством и продажей этих самых ресурсов. Также в группе риска находятся организации, ведущие совместную деятельность с государством, сетевые магазины и компании, активно использующие современные IT, — тут предел и масштаб БП ограничен навыками и желанием самого специалиста.

Вообще, любая компания с большими неконтролируемыми финансовыми/продуктовыми потоками, у которой отсутствуют современные методы управления кадрами.

 Новые компании обычно еще наивны в подборе персонала и пропускают тех, кто нечист на руку.

Тут все зависит от HR-специалиста, его опыта, жизненных ценностей, его собственных причин трудоустройства и ответственного подхода к делу.

В компании N основатели прияли решение, что HR-отдел будет самым большим, было принято решение о многоэтапном собеседовании с использованием тестов, которые в первую очередь помогают охарактеризовать человека как личность. Дальше — тест с помощью полиграфа и штатного профайлера. Надо понимать, что не каждая молодая компания способна содержать такой штат.

  не слышал о специальных тренингах против БП, но, может быть, они есть, и мы о них не знаем или они вплетены в иные программы тренингов?

Как таковых тренингов против БП нет. С уверенностью можно сказать, что, чем больше человек занимается саморазвитием и самопознанием, развиваясь ментально, тем меньше вероятность, что он пустится во все тяжкие. Могут подойти тренинги на выявление мотивации, упражнения, которые разделяют и выявляют мотивы, определяют цели и стимулы.

 Как бы вы рекомендовали выстраивать корпоративную культуру компании в плане противодействия БП?

Начать делать то, что вы считаете необходимым в конкретной ситуации. Развал корпоративной культуры начинается тогда, когда ничего не делается. Купите прекрасный дом, не ухаживайте за ним пару лет, и там уже нельзя будет жить. Не проводите собраний, тренингов, не интересуйтесь делами и заботами ваших подчиненных, и культура развалится сама.

Начинать надо с самого начала — с миссии компании, с понимания, зачем она существует. Создавая компанию ради прибыли, сложно говорить о здоровой атмосфере в коллективе. Организация создается и существует ради какой-то цели: лучшего удовлетворения потребности, создания какого-то качества. Цели должны быть сформулированными и удовлетворять внутренним ценностям будущего коллектива, сотрудники должны разделять эти ценности. Мотивация будущего сотрудника не должна ограничиваться только финансами. Будущее — это то, что отлично объединяет людей.

Компании стоит написать свою собственную книгу о корпоративном духе, записать туда нормы и правила, сотрудники должны ознакомиться с ней. Будьте осторожны — то, что написано в этой книге, должно носить только рекомендательный характер. Культуру нельзя навязать, ее можно только впитать. Выполнять данные указания следует как директору, так и всему персоналу. Процесс сложный и долгий.

 Модный ныне коучинг нередко заказывается компаниями и с целью понять истинные намерения топа в компании. Но насколько это реально — вскрыть потаенные мысли и планы топа за 3–6 сессий?

Задача явно не из легких, если коуч владеет навыками профайлинга, что-то он узнает. Однозначно ответить сложно. Думаю, за 3-6 сессий это невозможно. Надо оказаться очень близко к топу, его семье, друзьям.

 «Шоумены» от бизнеса — те, кто выдает себя за умелого СЕО с помощью различных самопрезентаций. По мнению эксперта  («Финам»,  15), их много развелось в условиях дефицита успешных топов. Мы много слышали советов от эйчаров о том, как их выявлять, но с большим интересом услышали бы и мнение опытного бизнес-тренера.

Такие «профи» опаснее, чем нечистые на руку топы. Они способны привести компанию к плачевным результатам. Профессионалы развивают, улучшают и, конечно, снимают сливки.

  «Рыба гниет с головы» — как бы вы рекомендовали акционерам отличать честных топов от тех, кто в определенном случае может пуститься во все тяжкие?

Следует учитывать элементы психологии, такие качества, как алчность, и другие элементы девиантного поведения, присуще почти каждому взрослому человеку.

 Какие тренинги для персонала вы бы рекомендовали компаниям для профилактики БП?

Методики, позволяющие в определенной мере диагностировать психологическое содержание девиантного поведения: методика шестнадцати факторного исследования личности Р. Кеттелла, опросник Басса-Дарки для выявления скрытой агрессии.

Тест Люшера — выбор цвета часто отражает направленность испытуемого на определенную деятельность.

Тест Роршаха — применяется для исследования отклонений психики.

Данные методики позволяют либо косвенно, либо частично изучать весь комплекс психологических характеристик девиантного поведения.

 Какие программы обучения лучше всего формируют у сотрудников нацеленность на успех компании?

Лучше всего будут действовать тренинги личностного роста.

 Ма Юнь (основатель «Алибаба») говорит: «Команда — это когда никто из участников не дает возможность своему сослуживцу потерпеть неудачу». Прокомментируйте на основе вашего опыта, что имеет в виду самый успешный бизнесмен Поднебесной.

Говорят, что он всегда дрался за друзей, за себя — никогда. На поверхности лежит поддержка, так как сотрудники понимают: они делают одно дело, идут к одним целям. Как говорил А.В. Суворов: «Сам погибай, а товарища выручай». Для этого необходимо чувство взаимозависимости — твоя проблема — это моя проблема и наоборот. Хорошим примером будет семья — у близкого человека случилось горе, он переживает, и вы тоже переживаете. Зачем переживать? Ведь горе случилось не с вами. Вы волнуетесь, потому что есть чувство взаимозависимости. Такую органичную структуру нельзя создать за несколько недель или месяцев.

 Модная ныне тема — ГЕЙМИФИКАЦИЯ, может ли ее использование помочь снизить проблему БП?

Геймификация способствует вовлечению сотрудников в процесс, их мотивации и, как следствие, созданию преданности компании. Порядочные менеджеры не нуждаются в воспитании, а на их менее честных коллег едва ли это подействует — воровать станет интереснее. Стоит сказать, что найдется человек, который изменит свой взгляд на жизнь и организацию. Просто таких будет не много.

 Итак, БП — многоликая и видоизменяющаяся штука — ваши советы бизнесу по ее минимизации или тотальной победе над ней?

Помним о психологии — данное корыстное поведение присуще почти всем людям. Это так же, как бороться с жадностью или любым другим человеческим грехом. Говорить о тотальной победе тут не приходится.

Начинаем с себя, миссии и ценностей компании. Развиваем эмоциональный интеллект. Когда человек честен, а ему не доверяют, что он начинает делать чаще всего? Доверяйте людям, вы их наняли, значит, вы им доверяете. Не поощряйте сплетен и доносов, как правило, это порождает пагубную культуру. Избегайте неконтролируемого быстрого развития сети, роста штата и филиалов. Такая ситуация сама готовит почву для преступлений.

 Какие схемы БП видны в компании «невооруженным взглядом»?

Сложно определить продуманную мошенническую схему и доказать факт БП. При первых симптомах важно не рубить всех и вся. Как известно, у страха глаза велики. Людям свойственно додумывать и приукрашивать.

 Аудит своими силами — как выявить узкие места?

Осуществлять проверки только своими силами — подход явно неэффективный. Можно использовать тесты, которые я уже перечислил, все они есть в свободном доступе в Интернете.

 Откаты — бич бизнеса в России, и есть немало советов о профилактике — ваши советы?

Есть хороший афоризм: «Берут все. Берут не всех». Сейчас БП приобрело многообразие форм и стало обыденной практикой. Большинство людей, берущих откаты, не испытывают угрызений совести. Регулярные проверки на полиграфе давно стали нормой в ювелирном бизнесе. На профилактику БП хорошо влияет постоянный контроль, камеры, служба безопасности, профайлеры. Одним из эффективных способов профилактики БП считаю подключение телефонов, планшетов и прочих устройств к Wi-Fi компании, с помощью которого СБ просматривает смс, звонки, соцсети. Людям редко нравится, когда за ними следят, но чем жестче контроль, тем меньше желание пойти на риск.

 Коркунов как-то рассказал о том, как его финдиректор возглавила схему вывода продукции с завода после того, как он оплатил дорогое лечение ее сына!!! Ваши комментарии и советы?

Надо знать ситуацию изнутри. Алчность, как известно, это склонность к получению материальных благ. За сына, наверное, сказала спасибо, но желание «заработать» не прошло. Некоторые люди склонны к авантюрам, получению особых эмоций. Нанимая топа, важно изучить не только его опыт, навыки и качества. Важно выяснить, в каких условиях рос будущий менеджер, с кем дружил в школе.

 Какие новые и ранее неведомые формы, виды, методы проявления БП появились в последнее время?

Большинство методов уже прошло огонь, воду, медные трубы. О новых методах узнаем из криминальных хроник.

 Существуют неофициальные тайные базы НЕБЛАГОНАДЕЖНЫХ СОТРУДНИКОВ — ваше отношение к ним: можно ли пользоваться, если да, то как?

Пользоваться можно, но кристально чистых людей найти сложнее, чем иголку в стоге сена.

Если в отчете вашего будущего менеджера есть систематическое злоупотребление положением, наверное, вам с ним не по пути.

Сложнее решить принять на работу менеджера, ошибившегося один раз, пошедшего на поводу у желания легкой наживы. Человек оступился, сделал выводы, вспомнил, что такое хорошо, а что нет. Решать вам.

 HRD авиакомпании в США 20 лет не была в отпуске, а когда вдруг заболела — всплыли откаты от страховых компаний на миллионы долларов. Ваш комментарий и совет нашим компаниям от подобного счастья?

В США практикуется подход, когда сотрудник не берет отпуск, а продолжает работать и получает компенсацию. Естественно, что человек, инициирующий БП, находится под постоянным стрессом, если уйдет в отпуск, то все может всплыть. Вообще, показатель хорошей работы, это когда специалист не становится узким местом. Готовит своих подчиненных к своему отпуску, болезни, командировки — кто-то же должен решать все вопросы, пока его не будет. Стоит обращать более пристальное внимание на таких людей, даже если это кристально честный человек. Трудоголизм такая же болезнь, как и алкоголизм.

* Михаил Куварзин, бизнес-тренер