«Веселый призрак» избалованного мажора

Автор: Наталья Селивёрстова

Худощавый юноша из состоятельной американской семьи Эван Шпигель создал Snapchat — мобильное приложение для обмена самоуничтожающимися картинками, которое всего за три года стало крайне популярным, особенно среди молодежи. Инвесторы оценивают неприбыльный сервис со скандальной историей в $10 млрд, что делает его одним из самых дорогих в мире стартапов.

С самого детства Эван привык к роскоши: курорты, люксовые автомобили, шикарный дом. Благодаря связям отца Шпигель поступил в престижный Стэнфорд учиться промышленному дизайну. Будучи первокурсником, он познакомился с Реджи Брауном, которому и принадлежала идея создания мобильного приложения, позволяющего отправлять самоуничтожающиеся изображения. Родилась она так: весной 2011 года (Шпигель тогда учился на предпоследнем курсе) Браун сказал: «Лучше бы те фотографии, которые я отправил этой девушке, исчезли». Эван пришел от этой мысли в восторг и назвал ее «идеей на миллион». Как выяснилось, он ее недооценил: идея оказалась на десять миллиардов. Разработать приложение поручили Бобби Мерфи, студенту-программисту, вместе с которым Шпигель впервые попробовал себя в качестве предпринимателя. Они основали компанию Future Freshman, помогавшую абитуриентам и их родителям подготовить документы для университета.

Все лето трое юношей работали над проектом, сначала получившим название Pictaboo. Эван нарисовал логотип, который и сейчас остается визитной карточкой Snapchat, — веселого призрака. Он стал гендиректором компании, Браун — директором по маркетингу, а Мерфи — техническим директором.

Pictaboo вышло в июле, спустя месяц у него было всего лишь 127 пользователей.

- Я стоял на набережной Санта-Моники и говорил, что-то наподобие: «Эй, вы должны попробовать это приложение. Вы можете отправлять исчезающие фотографии», — вспоминает Эван.

В августе троица создателей проекта вдруг неожиданно рассорилась из-за того, в каком порядке их имена будут указаны в патенте. Кроме того, они не смогли поделить акции: Браун хотел получить 30%, остальных это не устроило. В итоге Шпигель и Мерфи фактически выгнали Брауна из компании, отключив все электронные адреса и пароли.

Осенью 2011 года два оставшихся основателя компании сменили название на Snapchat. Количество пользователей выросло до тысячи человек, и Шпигель с Мерфи обнаружили интересную закономерность: сервис пользовался наибольшей популярностью с 9 до 15 часов, то есть в то время, когда школьники находятся на уроках. Для подростков приложение стало настоящей находкой: можно обмениваться картинками, не боясь, что учитель их увидит.

В апреле 2012 года количество поклонников Snapchat выросло уже до 10 тыс. человек. Тут, однако, молодые предприниматели столкнулись с финансовыми трудностями: плата за серверные мощности росла, и им пришлось искать инвесторов. На помощь пришел Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners: дочь его партнера рассказала ему, что три ее любимых приложения, которыми все пользуются в школе, это Angry Birds, Instagram и Snapchat. О последнем ни Джереми, ни его партнер ничего не знали. В итоге было принято решение связаться с «талантливыми парнями», и Лью инвестировал в Snapchat $485 тыс., оценив компанию в $4,25 млн. Получив деньги, Шпигель сразу же отчислился из Стэнфорда, несмотря на то, что ему оставалось доучиться до окончания всего несколько недель.

В феврале 2013 года фанаты Snapchat пересылали уже по 60 млн снимков в день, в мае — 150 млн (сейчас эта цифра составляет более 700 млн). Популярность сервиса привлекала и инвесторов: весной 2013 года компания получила $13,5 млн от Benchmark, летом того же года — $80 млн от IPV и нескольких других инвесторов (SV Angel, General Catalyst Partners); при этом Snapchat была оценена в $800 млн. В декабре в Snapchat вложился хедж-фонд Coatue Management ($50 млн). В общей сложности полученные приложением инвестиции на конец года превышали $120 млн. По информации The Wall Street Journal, одним из инвесторов стал также китайский интернет-гигант Tencent, оценивший проект в $3-4 млрд.

В конце 2013 года стартапом заинтересовался Марк Цукерберг. Не сумев создать успешные клоны сервиса с призраком, он предложил основателям $3 млрд за компанию. Шпигель отказался, заявив, что в ближайшее время не намерен рассматривать предложения ни о покупке, ни о вложениях (интерес со стороны других инвесторов на тот момент был весьма высоким).

В 2014 году в «веселого призрака» вложился фонд DST Global Юрия Мильнера (сумма финансирования не раскрывается), оценка компании при этом достигла $7 млрд. В начале октября стало известно, что Snapchat ожидает новый приток инвестиций, в том числе от Yahoo! и Kleiner Perkins Caufield & Byers. По сообщению The Wall Street Journal, Yahoo! может вложить в приложение $20 млн. Стоимость Snapchat при этом оценивается уже в $10 млрд, что делает ее наряду с сервисом по аренде жилья Airbnb и облачным хранилищем Dropbox одним из самых дорогих стартапов в мире. По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, интерес к детищу Шпигеля среди инвесторов сейчас очень высок.

Я молодой образованный парень. Мне очень-очень повезло. Да, жизнь несправедлива: дело не в том, чтобы хорошо работать, а в том, чтобы делать этот системно.

Наталья Селивёрстова