Дух команды важнее мотивации

Автор: Ярослав Городецкий

  Чем СТАРТАПЫ отличаются от «стабильных» бизнесов?

— Стартапы — это молодые бизнесы, не вышедшие в стабильную фазу своего развития.

  Как понять, какая судьба ждет стартап? Какие данные о нем вам для этого нужны?

— Судьба стартапа может сложиться хорошо, если у основателей есть понимание, на чем они собираются зарабатывать, которое удалось подтвердить на практике.

  Какой процент стартапов доживает хотя бы до стадии, когда его заметят инвесторы?

— Думаю, большой — заметить стартап сейчас несложно, инвесторов на рынке до сих пор больше, чем хороших проектов.

  Какие сферы бизнеса уже перенасыщены стартапами?

— Интернет-коммерция

  А какие еще не проснулись?

— Почти все…

  Крупные компании сегодня почти поголовно бросились создавать стартапы в форме микрокомпаний (чаще засекреченных).

— Это гораздо эффективнее, чем создавать раздутые организационные структуры.

  В чем их слабые стороны и шансы в сравнении с теми стартапами, где есть тот, кто их придумал и «болеет» ими? (Не считая плюса финансирования и поддержки.)

— Основатель и автор идеи обязательно должен иметь как минимум 25% в стартапе, а лучше — контрольный пакет. Иначе нет стимула его развивать.

  Бизнес-ангелы (как «Альтаир») — какие критерии им важны при принятии решения о поддержке стартапа?

— Лучше спросить у них. Но реально обычно смотрят только на команду.

  Чем отличается система компенсаций за труд у команды стартапа от обычной фирмы? (Ранее УП обсуждал мотивацию лидеров — 1/2014.)

— Разница не в системе мотивации, а в духе. В стартапе сотрудники, даже если у них нет доли, чувствуют себя хозяевами своей судьбы, капитанами корабля, плывущего в шторм.

В крупных компаниях — винтиками в хорошо отлаженном механизме.

  Бегут ли «крысы» с корабля, если стартап грозит утонуть?

— К счастью, не сталкивался с таким.

  Кто, как и как часто пытается привлечь к себе ценных сотрудников стартапа? По каким едва заметным признакам этот процесс можно почувствовать?

— Наших сотрудников часто переманивают крупные компании — Яндекс, Рамблер, Авито и пр. С этим ничего не сделаешь — у каждого сотрудника своя система ценностей, и многим комфортнее работать в крупной компании, чем в небольшой.

  Борьба мнений... Кто и как принимает обычно важные решения в стартапе? Часто ли встречается принцип «мы посовещались, и я решил»?

— Нет, такого быть не должно. В идеале так — я как директор решил (но никому об этом не сказал), мы посовещались, и все сами пришли к моему мнению. Мотивация у людей возрастает кратно, когда они выполняют решение, принятое ими самими.

  Какие эксклюзивные бизнес-знания можно получить, только работая внутри стартапа — от нуля до выхода на вершину успеха? (Как Марисса до выхода в Yahoo.)

— Понимание, что все в твоих руках. И что любую проблему можно и нужно решить.

  Какими знаниями, опытом, талантами, компетенциями должен обладать тот, кто может извлечь эти знания из своего опыта работы в стартапе?

— Мне кажется, знания и опыт могут быть любыми. Но некоторые люди приживаются в стартапах, а некоторые нет — это исключительно вопрос характера.

  Почему остаются невостребованными многие участники команд стартапов после их распада?

— Я думаю, потому же, почему мы мало знаем о творчестве Ринго Старра после «Битлз» — без «Битлз» он просто один из тысяч хороших барабанщиков.

  Кто из состоявшихся лидеров стартапов вам интересен идеями и опытом и почему?

— Сергей Рыжиков (1С-Битрикс) — учусь у него тому, как надо делать продукты.

  Акционеры и команда стартапа — от каких ошибок вы бы предостерегли и первых, и вторых?

— Акционеров — от желания вмешиваться в дела компании, команду — от веры в то, что бывают «умные деньги». Их не бывает: какие бы связи ни были у акционеров, они обычно не работают — финансисты никогда не влияют на нефинансовые решения.

Поэтому продавать вам придется только самим, даже внутри холдинга ваших акционеров.

  Растущий организм стартапа приводит к необходимости смены системы управления? Как ее менять на ходу?

— Самый сложный вопрос. Знал бы ответ на него — наверное, моя компания была бы сейчас гораздо более успешной. Очень сложно перейти от ручного управления к построению саморазвивающейся системы, но мы пытаемся.

  Как лучше вливать в команду стартапа «свежую кровь»?

— Лучше всего вливать ее снизу, т.е. нанимать студентов и давать им возможность расти. Покупка звезд на рынке сродни пересадке живого дерева — сложное затратное мероприятие без гарантии успеха.

  Инвесторы и лидер — как договариваться лучше, исходя из состоявшегося опыта в мире, учитывая, что в России договоренности «на берегу» не работают почему-то...

Процитирую Наталью Касперскую: «Инвесторам нельзя верить — вы что?!» Верить надо только тому, что написано в терм-шите, и то не в части сроков.

  Uber удивил мир тем, что и в самой древней профессии можно удивить и успешно стартапить, или для вас этот феномен как-то иначе видится?

— Есть масса неоптимизированных сфер деятельности, в которых стартаперов ждет неминуемый успех. Например, урожай на подмосковных дачах гниет, при том что в подмосковных же гипермаркетах продаются овощи и фрукты с другого конца света. Выстроите систему p2p-продаж урожая с дачных участков — и будет вам успех и почет, а стране — импортозамещение.

  Удивит ли мир ваш стартап? Как скоро?

— Мы работаем в секторе b2b, поэтому, скорее, удивим небольшое профессиональное сообщество, но обязательно это сделаем.

  Инвесторы и банки испытывают головную боль в выборе тех, кто мог бы оценивать и наблюдать за стартапами.

— Мне кажется, в оценке стартапов нужна банальная интуиция, никакие «лучшие практики» не помогут.
А наблюдать особо не надо — дерево либо растет, либо нет.

Любой стартап должен генерировать выручку, если этого не происходит, то у инвесторов проблема.

  Как бы вы рекомендовали им собирать такую команду контроля над командой стартаперов (опыт, компетенции, доверие, знания…)?

— Очень хорошо построена команда контроля в Сколково — 10 независимых экспертов оценивают проект по своим собственным критериям, перед тем как взять его в работу. А если проект взят в работу, то там он контролируется раз в квартал по ключевым финансовым показателям.

  Какие проблемы, решенные вами, могли быть решены меньшими усилиями и меньшим временем, если бы вы, как сейчас, знали, как их решать?

— Я бы лучше делегировал и скорее бы строил систему и под нее набирал сотрудников, а не встраивал хороших сотрудников в систему.

  Ваши советы коллегам?

— Создавайте стартапы и верьте в них, и все будет хорошо!

* Ярослав Городецкий, создатель компании CDNvideo.

Ярослав Городецкий родился в 1976 г. С отличием окончил Московский физико-технический институт. Имеет 15-летний опыт работы в телекоммуникационной отрасли в компаниях Orange Business Services, Alcatel, CPM, NGENIX.

СПРАВКА О КОМПАНИИ

CDNvideo — ведущий оператор сетей доставки контента в России и СНГ. Компания предоставляет услуги по онлайн-трансляциям видео в Интернете, а также облачному хранению, обработке и распространению интернет-видео и других видов контента. Сегодня решения компании используют телеканалы, радиостанции, онлайн-магазины, сервисы интернет-ТВ, видеохостинги, обучающие сайты и производители игр из России и других стран СНГ, Европы и Юго-Восточной Азии.