Ицхак Адизес

Автор: Флорида Зарипова

«Конечная цель процесса управления — сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе — не больше и не меньше. Если мы обеспечим результативность и эффективность организации в ближайшей и долгосрочной перспективе, этого достаточно для благополучия и успеха любой организационной структуры, будь то супружеский союз, правительство, многонациональная корпорация или кондитерская».

По мнению Ицхака Адизеса, менеджмент должен исполнять четыре основные роли:

  1. Производитель результатов

  2. Администратор

  3. Предприниматель

  4. Интегратор

Первая функция, которую должен выполнять менеджмент в любой организации, это Producing, или производство результатов. Необходимо обеспечить результативность организации в краткосрочном аспекте. Вторая функция — Administrating, или администрирование, нужна, чтобы следить за порядком в организационных процессах: компания должна делать правильные вещи в правильной последовательности с правильной интенсивностью. Задача администратора — обеспечить эффективность. Далее необходимо определить направление, которого должна придерживаться организация. Это функция Entrepreneur, или предприниматель, результативная в долгосрочной перспективе. И, наконец, менеджмент должен обеспечить Integrating, или интеграцию, то есть создать такую систему ценностей, которая заставит людей действовать сообща и не даст никому стать незаменимым. Это сделает организацию эффективной в долгосрочной перспективе. При решении проблем каждая функция нацелена на конкретный тип задач.

Именно гармоничное сочетание всех четырех составляющих является залогом успешного развития компании. Менеджер может довольно успешно совмещать несколько ролей, но не все четыре одновременно. Разница между «правильным» и «неправильным» менеджером заключается в том, что если первый владеет всеми ролями на минимально необходимом уровне, хотя может неблестяще справляться с одной из них, то второй не способен выполнять некоторые роли вовсе. А когда какой-то один управленческий стиль полностью вытесняет все остальные, получается «абсолютно неправильный» менеджер.

Как только одна или несколько функций перестают выполняться, организация становится неэффективной и нерезультативной. Мы сталкиваемся с предсказуемой моделью неправильного менеджмента, одинаковой в любом уголке земного шара, не относящейся к культуре, технологии и масштабу компании. Любая комбинация выполняемых функций представляет собой стиль. Если руководитель не способен выполнять одну или несколько функций, мы имеем дело с неправильным управлением. Если все функции выполняются по крайней мере на удовлетворительном уровне, управление можно считать успешным. И наконец, если менеджер блестяще справляется с интеграцией и еще хотя бы с одной функцией, а все остальные функции выполняются удовлетворительно, можно говорить о том, что перед нами не просто руководитель, а лидер.

Ицхак Адизес — один из мировых экспертов в области улучшения работы коммерческих и государственных организаций с помощью проведения изменений «мягким путем», без разрушительных конфликтов, которые обычно сопровождают большинство попыток организационных изменений. «Просто нужно быть готовым к конфликтам и уметь ими управлять», — считает он. «Менеджмент — это демократия при принятии решений и диктаторство при их реализации».

Эти модели способны дать системное представление об организационных проблемах и отношениях. Во-первых, они позволяют прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дают возможность подготовиться к ним надлежащим образом. Во-вторых, эти модели детально описывают то, что происходит внутри организации, тем самым обнаруживая закономерные, естественные явления и отклонения, что помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем.

Управление — это и есть принятие правильного решения. Но сегодня принимать правильные решения становится гораздо сложнее, чем вчера, а в будущем это станет еще сложнее. И трудности этим не ограничиваются. Влияет выросший уровень образования рабочей силы, сложность применяемых технологий больше не нуждается в простых «синих воротничках» — людях, которые лишь получают приказы, выполняют их и довольствуются зарплатой, которую можно унести домой. Мы больше не нанимаем «рабочие руки». Нам нужны умы. Но проблема в том, что эти самые умы мыслят независимо, они не просто следуют приказам, представители этой новой рабочей силы хотят принимать участие в процессах принятия решений. Они хотят в какой-то степени контролировать свою карьеру, влиять на события, иметь выбор. Это означает, что управленческий процесс будет все более демократичным. И последствия этой демократизации также предсказуемы: внедрять изменения станет труднее. Демократия ведь основана на законности разногласий, а разногласия редко способствуют эффективному внедрению изменений.

Мастерство менеджера по Адизесу на самом деле заключается в умении работать с другими так, чтобы в результате совместной деятельности эффективно выполнялись все составляющие менеджмента. Это отвечает приверженности Адизеса идее перехода от механистического взгляда на компанию к взгляду «биологическому», предполагающему, что все части фирмы-организма взаимозависимы и органично дополняют друг друга.