Ян Пуркаястха, «трюфельный магнат»

Ян Пуркаястха — молодой американский предприниматель с индийскими корнями. Ему 23 года, он основатель фирмы Regalis Foods, которая занимается продажей трюфелей. Яну принадлежит идея открытия собственного трюфельного питомника в Арканзасе, США. Этот питомник — первый и единственный в Америке. Из питомника трюфели по астрономическим ценам поставляются в лучшие рестораны Манхеттена.

Яна Пуркаястху знает практически каждый ресторатор Нью-Йорка. Его фирма снабжает трюфелями 80% самых престижных ресторанов города. Прибыли Regalis Foods в этом году составили от 3 до 4 миллионов долларов. Ян особенно занят осенью — пиковый сезон урожая итальянских белых трюфелей, которые по прайс-листу его фирмы стоят $6500 за килограмм.

$40-миллионный трюфельный рынок США, который штурмует недавний школьник, непрост. На рынке царит жесткая конкуренция. Трюфельный бизнес — это высокодоходный бизнес, поэтому новому конкуренту здесь не рады. Борьба порой ведется без правил. Некоторые конкуренты вынуждали Пуркаястху поднять цены. Другие — торговали деше-выми китайскими грибами,
выдавая их за высококачественные трюфели.

Традиционно в США продажами трюфелей занимаются две крупные компании — Sabatino Tartufi Truffles и Urbani Truffles. Итальянские семейные компании, трюфельный бизнес в которых передается из поколения в поколение. Фирмы насчитывают почти 100-летнюю историю выращивания и экспорта трюфелей. Вдвоем Sabatino Tartufi Truffles и Urbani Truffles контролируют практически весь рынок.

В отличие от конкурентов, Regalis Foods не тратит много денег на маркетинг. У фирмы нет больших отделов аналитики, рекламы или продаж. Чтобы конкурировать, Пуркаястха проявляет высокую компетентность и лояльность: он всегда на связи, лично обзванивает рестораны (в день около 20 звонков), честен с клиентами, а шеф-повара поражаются его знаниям о трюфелях. Для сбыта своей продукции юноша сам каждый день развозит товар по ресторанам на небольшом фургончике. Его день похож скорее на будни водителя-курьера. Он завозит товар с черного входа, шеф-повара отбирают лучшие трюфели и расплачиваются прямо на месте. Если товар не свежий, он прямо предупреждает: «Не покупайте сегодня эти грибы, они — не очень».

Сейчас Regalis Foods принадлежит 60% американского рынка трюфелей. Трюфельный питомник может производить приблизительно полторы тонны деликатеса в год. Он снабжает всех клиентов Нью-Йорка. Клиентура у предпринимателя элитная — фешенебельные гостиницы, дорогие курорты, эксклюзивные рестораны.

Коллега Яна, Уэйн Худич, когда-то занимавшийся разведением домашних животных на собственной ферме, говорит о Пуркаястхе: «Его энтузиазм заразителен. Глаза Яна горят, он всегда полон драйва и оптимизма. Ему нравится то, что он делает. Он — настоящий эксперт в грибах. Никто не знает больше о трюфелях, чем он. Его неиссякаемая энергия всегда передается мне и вдохновляет меня и нашу команду на новые свершения».

В детстве Пуркаястха любил собирать грибы в лесу с родителями. Будучи учеником седьмого класса, он писал рефераты и заметки в местную газету о грибах, которые собирал. Впервые попробовав на отдыхе равиоли с трюфелями, он влюбился в этот деликатес. «Я говорил только о трюфелях и еде. Это была не самая популярная тема среди моих сверстников в школе», — вспоминает Ян.

Работая над очередным докладом, Ян нашел статью в Интернет о том, что во Франции продаются трюфели по высокой цене и что эти грибы пользуются большой популярностью. Предприимчивый юноша решил заработать на продаже грибов. В 2008 году Пуркаястха основал компанию Tartufi Unlimited и занялся импортом трюфелей в Америку. Первый фунт трюфелей на перепродажу Ян купил через Интернет у поставщика из Франции. Большую часть он тут же продал шеф-повару местного ресторана, а выручку направил на покупку следующей партии. «В перерывах между уроками физики я продавал трюфели из своего гаража», — говорит Ян.

До открытия фирмы Regalis Foods молодой предприниматель набил много шишек в трюфельном бизнесе. Его первая фирма Tartufi Unlimited по импорту трюфелей в Америку была убыточна. Импортировать трюфели было очень сложно. Развернуться не давали импортные пошлины. За каждую партию импортированного товара нужно было заплатить в казну $800. Приходилось преодолевать бюрократические барьеры четырех федеральных ведомств. Были проблемы и с надежностью поставщиков. Доставка каждой партии была под угрозой срыва, ведь трюфели хранятся всего лишь 7 дней. Успеть договориться, привезти и развезти в лучшие рестораны этот гриб Пуркаястха едва успевал.

Дела пошли на поправку летом 2009 года, когда Ян познакомился с Эмануэле Музини, главой итальянской семейной компанией PAQ Gubbio. Музини как раз искал хорошего дистрибьютора в Америке. «Я знал, что этот парень очень молод, но и понятия не имел, насколько он юн», — вспоминает Музини. После нескольких бесед Эмануэле согласился стать эксклюзивным поставщиком Пуркаястхи. Спустя полгода юный предприниматель стал представителем PAQ Gubbio а Америке и переехал жить поближе к Нью Йорку, где он смог осуществить уже давно задуманную идею — получение прибыли от продажи трюфелей.

Вскоре Ян Пуркаястха открывает в Арканзасе первый в США питомник трюфелей. «Однажды Пуркаястха предложил мне выделить часть моего ранчо в Арканзасе под трюфельную плантацию. Я согласился. В то время я занимался там разведением крупного рогатого скота и лошадей. Мы потратили $5000 на покупку 200 саженцев лещины. Засыпали участок 50 тоннами извести, чтобы добиться подходящей для трюфелей кислотности почвы. Первый урожай снимается не ранее чем через четыре года», — вспоминает Уэйн Худеч, коллега Пуркаястхи. Продавать трюфели с собственной плантации оказалось очень выгодно — грибы всегда свежие, а бизнес не зависит от импортных пошлин.

«Самый большой белый трюфель, который я продал, весил 916 грамм. Он был размером с футбольный мяч. Я заработал $8200. Трюфель предназначался для закрытой вечеринки на 50 гостей, я думаю, что они там хорошо повеселились», — говорит Ян. Молодой предприниматель в апреле планирует выпустить книгу о своей истории «Трюфельный мальчик». «Достаточно сложно писать мемуары, когда ты так молод», — говорит он. Несмотря на успешность бизнеса Regalis Foods, конкуренты не дремлют. Молодому предпринимателю весьма не просто отбивать атаки опытных компаний. Идет настоящая борьба за каждого клиента. Пуркаястха может просто устать и уйти с рынка, занявшись на заработанные деньги чем-то более интересным для молодого человека.

Подготовила Любовь Какурина

Ян Пуркаястха, «трюфельный магнат»