Идеальная ложь сотрудника боссу — как распознать?

Автор: Елена Гордина

«Все лгут!» — уверяет нас мизантроп, профессионал своего дела доктор Хаус. Только вот доктор Хаус — персонаж вымышленный, зато наблюдение его очень даже похоже на правду. Статистика неумолима: среднестатистический человек несколько раз в день говорит неправду, начиная от безобидной фразы: «тебе так идет это платье» и заканчивая: «я не подготовила отчет вовремя, так как была загружена другой работой» или еще хуже: «отчет я подготовила», хотя дела обстоят с точностью до наоборот. И если «бытовая» ложь, кроме неприятного «послевкусия» и утраты доверия, ничем более не опасна, то ложь на работе, в частности, ложь подчиненных боссу, способна привести к огромным неприятностям и финансовым потерям.

1. Зачем люди лгут?

На самом деле причин, из-за которых люди лгут, не так уж и много, как могло бы показаться. Психологи совершенно точно установили основные «зацепки», которые побуждают сотрудников лгать своему боссу.

 Лгут, потому что боятся.

Сотрудники часто лгут боссу только потому, что босс не может принять правду, т. е. спокойно отреагировать на текущую ситуацию или спокойно посоветовать, как завершить порученное дело в установленные сроки. Ложь от страха не возникает на пустом месте, т. е. сотрудники уже имели печальный опыт и сталкивались с реакцией босса на правду, которая выражалась в разговоре на повышенных нотах, обвинениях, порой даже в оскорблениях или прочих деструктивных действиях, которые раз и навсегда научили подчиненных не говорить правду. Если рассматривать именно этот вариант лжи подчиненных боссу, то львиная доля ответственности за ложь лежит именно на могучих плечах руководителя, так как именно он задает тон в общении со своими сотрудниками.

Психологи советуют боссам, чьи подчиненные буквально погрязли во лжи из-за панического страха говорить правду, обратить пристальное внимание на психоэмоциональное состояние обратной связи между ними и сотрудниками. И ровно до тех пор, пока босс будет срываться на львиный рык в каждом случае, когда правда о выполненных результатах работы его не устраивает, ни о каком движении вперед с целью устранения лжи в общении и речи идти не может.

 Лгут с целью выгоды.

Ложь с целью выгоды — это уже совершенно другая история. К такому типу лжи руководству прибегают нечистоплотные, непорядочные сотрудники, пытающиеся манипулировать боссом ради корыстной цели. Ложь с целью выгоды нельзя назвать импульсивной или внезапной, ложь с целью выгоды обычно хорошо «приготовлена» и подается боссу с приправами из намеков, сплетен, лести и заискивания. Ложь с целью выгоды, когда сотрудники намеренно озвучивают искаженную информацию боссу, относится к прямой компетенции службы управления персоналом, к службе безопасности компании и непосредственно к самому боссу как к руководителю. Еще на этапе прохождения собеседования служба управления персоналом должна исключать кандидатов, склонных к манипуляциям и теневым схемам. Далее взаимодействие с подобного рода сотрудниками переходит в зону ответственности службы безопасности, если масштаб лжи способен напрямую повлиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности компании. И, конечно, компетенция самого босса, его профессиональный уровень должны намного превышать уровень компетенции его сотрудника по данному вопросу именно для исключения манипуляции руководством с целью получения выгоды сотрудником. Психологи настоятельно рекомендуют руководителям, которые не уверены в степени своей компетенции именно по данному вопросу, пользоваться услугами консультантов или узких специалистов, для того чтобы с легкостью распознавать ложь с целью выгоды и пресекать манипуляции на корню.

 Ложь — как средство контроля.

Ложь как средство контроля чаще всего используют руководители, но если до такого уровня «вырастают» рядовые сотрудники компании, то психологи советуют внимательно присмотреться к подобным кадрам как к возможным кандидатам на более ответственные должности. Ложь как средство контроля может быть использована сотрудником компании по двум основным причинам. Первая причина — это ложь как средство контроля с целью получения личной выгоды. Этот вариант уже был нами подробно рассмотрен в статье. Вторая причина — это ложь как средство контроля над текущей ситуацией с целью успешного завершения порученного проекта или задания. Эта причина очень похожа на ситуацию, когда «лгут, потому что боятся» реакции босса на правду. Если сотрудник уверен в своей компетенции и не уверен в компетенции босса по данному вопросу, то сотруднику проще солгать, чтобы не упустить контроль над текущей ситуацией и не допустить вмешательства некомпетентного босса в процесс выполнения задания, потому что босс только все испортит.

 Лгут, потому что верят в свою ложь.

Довольно часто сотрудники лгут только потому, что сами верят в свою ложь. Недостаточно высокая компетенция сотрудников и является основной причиной подобной лжи. Поэтому в компании, где обучение и аттестация персонала являются обязательным моментом в корпоративной культуре, ложь, возникшая из-за некомпетенции сотрудников, как правило, сведена к минимуму.

2. Как распознать ложь сотрудника?

Наверное, некоторые руководители искренне расстраиваются, что законодательство не разрешает пользоваться так называемой «сывороткой правды» для выяснения у сотрудников интересующих фактов. Да и сама тема психотропных веществ, которыми якобы пользуются спецслужбы разных стран для работы с подозреваемыми, больше всего муссируется в шпионских романах и кинофильмах, и к реальности не имеет никакого отношения. Ну, по крайней мере к реальности компаний, которые заинтересованы в том, чтобы распознать ложь сотрудника. Поэтому психологи советую обращать внимание на следующие моменты, которые обязательно должны проявиться у сотрудника, лгущего боссу.

В разговоре сотрудник ссылается на третье лицо.

Сотрудник, который лжет боссу, прежде всего выдает себя тем, что во время разговора он то и дело ссылается на «третье лицо», как бы заранее снимая с себя ответственность и последующее наказание, если ложь будет раскрыта.

Психологи советуют внимательно слушать сотрудника, который во время разговора с боссом то и дело ссылается на «третьи лица», тем самым явно пытаясь избежать наказания за уже произнесенную ложь.

Слишком много негатива.

Сотрудник, лгущий боссу, попытается, порой даже неосознанно, «укутать» свою «невинную» неправду толстым слоем негатива, который должен на психологическом уровне увести босса от подозрения во лжи.

Психологи советуют обращать внимание на информацию, которую сотрудник выдает в перерывах между жалобами на правительство, экологию и все человечество в целом, особенно когда вопрос, по которому его вызвали, не имеет прямого отношения ни к правительству, ни к экологии, ни ко всему человечеству в целом. Чем больше негатива, тем больше вероятность того, что босса пытаются обмануть. И именно в такой пропорции.

Остапа понесло.

Классический ход, который позволяет скрыть ложь в потоке сознания, это когда сказано слишком много, слишком витиевато и не по делу. Гениальный авантюрист и профессиональный лжец Остап Бендер не без помощи Ильфа и Петрова вывел формулу замаскированной под правду лжи: чем больше лишних слов, тем труднее докопаться до истины.

Психологи советуют обращать внимание на сотрудников, которые в процессе деловой беседы с боссом произносят слишком много «лишних» слов, плавно уходя в софистику и тем самым делая смысл самого диалога все более и более запутанным. Разговор «ни о чем» с применением многоуровневых сложных речевых конструкций должен насторожить босса, тем более если перед его подчиненным был поставлен прямой и конкретный вопрос, требующий такого же прямого и конкретного ответа.

3. Психология лжи

Оказывается, ложь — это своеобразный конфликт между сознанием и подсознанием человека. Не вдаваясь в тонкости психологии, сознание человека можно охарактеризовать как психоэмоциональную реакцию, поведение человека, которое он может контролировать. А вот подсознание человека — это глубинное, истинное «я», которое всегда честно и искренне относится к происходящему, и заставить подсознание «плясать под дудку сознания» еще никому не удавалось. Настоящие профессионалы в своем деле, например все те же спецагенты, долго и упорно обучаются методам и способам, которые позволяют не выдавать истинные чувства и мысли, т. е. методам подавления подсознания путем взятия под контроль мимики, жестов, поз, взгляда и телодвижений. Шансы, что в компании, где сотрудники пытаются обмануть босса, работают спецагенты, ничтожно малы, поэтому психологи рекомендуют обращать внимание на следующие поведенческие сигналы, присущие лгунам.

 Как говорится, язык может обмануть, но глаза всегда говорят правду. Всем известно, что «глаза — это зеркало души», вот именно поэтому глаза и выдают лжеца в первую очередь. «Бегающие глаза», т. е. когда сотрудник постоянно переводит взгляд с одного предмета на другой, когда при беседе не смотрит в глаза боссу, когда часто моргает — все эти признаки вместе и каждый из них в отдельности указывают на ложь. Противоположный вариант — когда сотрудник смотрит прямо в глаза боссу, как при игре «в гляделки», напряженно пытаясь всем своим видном доказать честность и искренность, также является явным признаком того, что этот человек лжет. Спокойный, уверенный взгляд, естественное выражение лица — вот основные признаки, по которым можно определить, что сотрудник говорит правду.

 Очень информативными являются жесты сотрудника, связанные с приближением к лицу. Непроизвольное касание кончика носа, потирание век, прикосновение к губам или ушам чаще всего свидетельствуют о том, что человек в данный момент говорит неправду, от которой бессознательно пытается отгородиться при помощи собственной же руки.

 Психологи советуют особое внимание при разговоре с сотрудником обращать именно на его руки. Если во время беседы женщина машинально поправляет прическу, серьги в ушах или теребит пуговицу на блузке, такой знак должен насторожить босса, потому что все признаки говорят о том, что сотрудница лжет. Мужчины, когда лгут, как правило, начинают поправлять галстук, часы на запястье, тереть подбородок или проводить любые манипуляции с пальцами рук. Кстати, «закрытые позы» — такие, как руки, скрещенные на груди, руки, собранные перед собой в замок, сжатые в кулаки ладони — тоже являются сигналом от подсознательного и говорят о том, что сотрудник в данный момент пытается как можно сильнее отгородиться от босса. Хотя именно «закрытые позы» не всегда говорят о том, что человек лжет, может быть, сотруднику просто неприятен лично босс или тема, выбранная для разговора.

 Лицо человека, а именно его выражение и цвет кожных покровов, также является прекрасным индикатором, позволяющим определить, говорит ли сотрудник правду или он лжет. Признаками, которые могут указывать на ложь, являются испуганное выражение лица, изменение цвета кожи лица, а также напряжение лицевых мышц (лицо как будто каменеет).

4. Презумпция невиновности

Высказывание доктора Хауса о том, что все люди лгут, является истиной лишь отчасти. Да, все люди лгут, и в течение своей жизни делают это тысячи раз, но именно в данный момент, например во время диалога с боссом, могут говорить абсолютную правду. Психологи настоятельно рекомендуют сознательно не завышать уровень тревожности, когда речь идет о лжи в компании. Всегда следует помнить о презумпции невиновности сотрудника, т. е. пока ложь не становится доказанным фактом, судить о неискренности человека можно лишь с определенной долей вероятности.

Прежде чем вынести окончательный вердикт, руководителю следует обратить внимание на такие моменты, как собственное предубеждение по отношению к данному конкретному сотруднику. Не следует принимать решение о неискренности сотрудника, если сам босс находится в состоянии стресса, гнева, ревности или паники. Также неверно уличать сотрудника во лжи, опираясь всего лишь на один или несколько признаков лжи, описанных выше.

Всегда следует помнить правило, которое гласит, что отсутствие признаков обмана еще не является доказательством правды, а наличие признаков обмана не всегда говорит о лжи. Окончательный вывод следует делать, только опираясь на совокупность данных о конкретном сотруднике, о его типичном поведении в обычных ситуациях и как следствие — о моментах отклонения от этого поведения при попытке сообщить заведомо ложную информацию.

Выстраивание доверительных отношений в компании — это прежде всего зона ответственности службы управления персоналом и лично самого босса. Для того чтобы не ломать голову над тем, лжет сотрудник или говорит правду, лучше изначально исключить ситуации, провоцирующие ложь в компании, путем грамотной мотивации и обучения ее сотрудников.

Елена Гордина