Служебные тайны можно и нужно охранять

Автор: Илларион Томаров, ИС МЮГ AstapovLawyers

Какие типичные ошибки совершают компании, превентивно защищая свою интеллектуальную собственность?

  1. Служебные изобретения

Согласно п. 1 ст. 1370 ГК РФ под служебным изобретением понимается изобретение, созданное работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Таким образом, закон связывает возникновение правового режима служебных изобретений с наличием двух обстоятельств: изобретатель должен обладать статусом работника и изобретение должно быть создано автором в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.

Работодателям не стоит забывать, что изобретение не признается служебным, если оно создано работником по собственной инициативе, пусть даже на своем рабочем месте. Стоит быть осторожным с изобретениями, которые создаются работниками при работе удаленно, за своим компьютером и с помощью своего ПО – даже если ваш подчиненный создал что-то, что патентоспособно, вы не имеете на это прав.

Для избежания этого стоит четко ставить задания перед работниками с определенным результатом и для глобальной фиксации промежуточных и окончательных результатов использовать программы управления проектами вроде Jira.

  1. Охрана коммерческой тайны

Многие предприниматели стремятся засекретить любую информацию, разглашение которой может негативно отразиться на бизнесе, путем заключения договора о неразглашении (NDA). Зачастую это считается достаточной мерой для охраны коммерческой тайны. К сожалению, заключение договора, в котором предусматривается огромная сумма взыскания компенсации за разглашение коммерческой тайны, не гарантирует вам защиты от разглашения конфиденциальной информации. Наиболее эффективным способом является максимальное ограничение и учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, и/или лиц, которым такая информация была предоставлена или передана, а также блокировка возможности ее копировать (ограничение на использование флэш-памяти, проверка рабочей почты).

В последние время применяется обязательство о запрете конкурировать (non-compete clause), широко используемое в Европе и США. Обязательство о запрете конкурировать направлено на защиту интересов работодателя путем ограничения права работника на последующее трудоустройство в случае прекращения трудовых отношений. При этом предметом ограничения является использование не только ценной информации, но и самой личности работника.

Однако исходя из анализа норм действующего законодательства РФ, сам факт заключения подобного соглашения (обязательство не конкурировать в ущерб праву на трудоустройство) будет нарушением как Конституции РФ, так и законодательства о труде, и повлечет за собой признание договора недействительным.

  1. Базы данных клиентов

Зачастую бизнес не уделяет достаточного внимания правовой охране клиентской базы. Например, суд в деле № А20-3272/2013, отклоняя довод заявителя о незаконном использовании принадлежащей ему клиентской базы, исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих об использовании третьими лицами базы данных, правообладателем которой является заявитель. С учетом данного обстоятельства, а также в связи с тем, что используемая клиентская база передавалась заявителем в рамках исполнения договорных обязательств без ссылок на ее конфиденциальность и до регистрации заявителем прав на нее, суды признали правильным вывод УФАС по Кабардино-Балкарской Республике об отсутствии в действиях юридических лиц признаков недобросовестной конкуренции.

Есть два способа защиты баз данных клиентов:

  1. включить базу клиентов в информацию, составляющую коммерческую тайну;

  2. зарегистрировать в Роспатенте базу данных клиентов как объект авторского права.

Это дает возможность взыскать компенсацию от 10 000 до 5 млн рублей за нарушение авторских прав.

Илларион Томаров, старший юрист, руководитель практики ИС МЮГ AstapovLawyers. 

Подготовила Мария Быкова