Поручайте везунчикам доведение до конца практически безнадежных дел

Автор: Елена Алтухова, АО «Россельхозбанк»

Основатель Matsushita Electric вспоминал, что он лично принимал на работу только везунчиков и находил их зачастую по резюме.

Исходя из вашего опыта, что вы понимаете под словом ВЕЗУНЧИК? Не странная ли это характеристика для бизнесмена?

Везунчик — человек, который всегда попадает в нужное время в нужное место. По внешним признакам будущее везение нельзя предсказать или спрогнозировать, то есть на самом кандидате это не написано. Задача HR — наблюдать за поведением и результатами действий кандидата и нового сотрудника. Причем не на одном примере. Когда понимаешь, что с человеком постоянно происходят интересные моменты, то есть подключается еще и везение, тогда можно сделать вывод, что это он — настоящий везунчик.

 Как Мацусита мог по резюме увидеть ВЕЗУНЧИКОВ? Возможно ли это?

— По резюме — нет. Обязательно нужна личная встреча. При встрече можно понять, что перед вами везунчик, основываясь на поведенческих примерах из прошлого. Для этих целей можно провести ситуационное интервью. Можно задать прямой вопрос: «Вам везет?» Если услышите в ответ «да», то следующий вопрос: «Опишите пример, когда в какой-либо процесс или задание вмешалось везение». И по ответу можно оценить не только фактор случая, но и другие важные качества кандидата — такие, как умение ставить цель, умение структурировать процесс, добиваться результата и т. д.

 Сколько везунчиков обычно бывает в нормальной компании, департаменте?

— Один-два максимум.

А что будет с компанией, если в ней собрать только везунчиков?

— Неминуемый крах, так как всем везет по-разному — это, как в казино или в лотерее, «повезет — не повезет».

 А разве без них не обойтись?

— Можно, но будет скучно, т. к. везунчики привносят в компанию определенный драйв. Главная задача НR — не пропустить момент везения и направить его в нужное для компании русло. Для этого главное — не упускать везунчиков из вида: можно давать задания, связанные с совокупностью нескольких факторов.

Например, поручить вести переговоры сразу с несколькими клиентами, которые не могут между собой договориться. То есть поручите такому сотруднику доведение до конца практически безнадежного с вашей точки зрения дела. В общем, поручайте ему те вопросы, решить которые поможет случай.

 Как влияют везунчики на коллектив? Как их лучше интегрировать, защищать, поддерживать, обучать, наказывать, критиковать, продвигать?

— Часто им завидуют. Обычно они сами могут за себя постоять — опять же везение. Я думаю, что таким сотрудникам лучше доверять отдельные проекты, чтобы было меньше лишних глаз и, соответственно, завистников.

Увольнение везунчиков порой неизбежно — как его обставить?

— А вот здесь стоит вести себя, как со всеми другими сотрудниками. Везунчик — это его личная карма что ли. Для меня нет различия — я всегда смотрю на результат, важность данного сотрудника, и насколько быстро и качественно я смогу его заменить.

Возможно, вы приведете примеры из бизнеса, когда специалисты попадали под описание «В», и об их влиянии на компанию?

— Не хочу рекламировать таких сотрудников. Самой пока нужны.

Везунчик и  профессия — как это проявляется у главбуха, программиста, маркетолога, грузчика, повара?..

— Больше всего везение проявляется у продающих сотрудников, маркетологов, различных агентов по продажам. Например, один агент может через воронку продаж пропустить 50 клиентов и получить в итоге только 2-3 продажи, а у везунчика может все получиться с первой встречи — и продажа, и комиссия хорошая. Такой фактор можно часто наблюдать в компаниях по продаже недвижимости: работает до 300 агентов, но только 2-3 агента действительно «золотые», остальные работают ровно, по графику, на среднем уровне. И это при всех внешних и внутренних одинаковых условиях (обучение технике продаж, клиентская база и т. д.).

Порой за одного битого двух небитых дают. Я знаю бизнесменов, которые приглашали на проекты именно провалившихся ранее топов и провалившихся крупно. Ваш комментарий?

— Я не из тех HR, которые закрывают глаза на провалившихся сотрудников. Слишком велики финансовые и репутационные риски.

Так, может, Мацусита немного приукрасил себя?

— Думаю, что да.

Корпоративная культура и везунчики — как стоит учитывать в ней этот феномен?

— Никак. Корпоративная культура рассчитана на весь коллектив, а не на одного-двух сотрудников.

* Елена Алтухова, начальник службы по работе с персоналом АО «Россельхозбанк», Нижегородский региональный филиал.

Беседовала Светлана Федюкова

справка о компании

http://www.rshb.ru/ «Россельхозбанк» имеет 76 филиалов. Работает с физическими и юридическими лицами.