Офшоры сегодня. Чего особенно не любит Федеральная налоговая служба?

Все мы помним «лихие 90-е», растущие нулевые, «жирную» первую половину десятых годов. Это время зарождения, взросления и зрелости такого явления в отечественной экономике и праве, как офшоры. На сегодняшний день по различным оценкам в офшорах зарегистрировано около 95% крупной российской собственности, девять из десяти сделок с участием крупных российских компаний заключается в офшорных юрисдикциях, а в бюджете регулярно недосчитывается около 1 трлн руб. налоговых поступлений.

В последнее время законы, регулирующие этот феномен в Российской Федерации, претерпели ряд важнейших изменений, но актуальность и потребность в  оптимизации расходов, защите капитала и конфиденциальности у владельцев компаний осталась. В этой статье мы рассмотрим, что же изменилось в законодательстве об офшорных схемах за последнее время, и проанализируем судебную практику.

Практика и применение за рубежом

Строго говоря, прототипом офшорных схем можно считать построение финикийскими и древнегреческими купцами своих торговых маршрутов таким образом, чтобы избежать уплаты импортно-экспортного налога в древнеафинской, как бы мы сейчас сказали, юрисдикции. К сожалению, судебная практика в отношении таких лиц до нас не дошла, знаем только, что преступления против государства в Древней Греции карались строго, вплоть до смертной казни, приводимой в исполнение самыми изощренными способами.

Офшорные зоны в современном смысле этого феномена появились в Швейцарии, потом в США, а позже стали повсеместным явлением, особенно в небольших островных государствах — бывших колониях. Одним из катализаторов развития офшоров стало распространение межгосударственных договоров об избежании двойного налогообложения. Это и является основной причиной и смыслом существования офшоров. С конца прошлого века мы можем наблюдать тенденцию к усилению системного международного регулирования деятельности офшоров со стороны развитых стран путем внедрения соответствующих программ со стороны таких организаций, как МВФ, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) и других. Одним из самых эффективных шагов можно признать принятие в 2010 году американского закона о налогообложении иностранных счетов (FATCA), который, по сути, предоставляет налоговой службе США полномочия по проверке счетов и их бенефициаров в банках и финансовых организациях практически всех стран мира, ну, кроме, может быть, Северной Кореи. Из-за бюрократических и технических проблем непосредственное внедрение закона затянулось до июля 2014 года.

Пример:

Одними из «жертв» закона FATCA стали предприниматели – граждане США, которые обвиняются в предоставлении заведомо ложной отчетности в Налоговую службу США. Городской прокурор Нью-Йорка утверждает, что предприниматели в Панаме и Белизе создали 5000 фирм-однодневок для сокрытия предоставления отчетности FATCA по инвестициям и другим средствам ста американских налогоплательщиков, находящихся в офшорах. Подсудимые обвиняются в отмывании 500 млн долларов США через десятки счетов. Только за уклонение от уплаты налогов обвиняемым может грозить до 5 лет заключения и до 500 тыс. долларов штрафа.

Выводы:

На 1 марта 2016 года в список организаций, подающих отчетность FATCA, входит 186 907 банков и других компаний финансового сектора из 228 юрисдикций, из них 35 161 организация зарегистрирована на Каймановых островах, а в Великобритании, например, 25 208 организаций; 6627 организаций зарегистрировано на Британских Виргинских островах, а в России, например, 1432 организации, в Германии — 4463. Таким образом, очевидно, что внимание Налоговой службы США сконцентрировано на самых популярных офшорах, что необходимо учитывать при выборе партнеров и контрагентов.

Практика и применение в России:

В нашу страну офшоры пришли с развалом СССР в 1991 году и практически сразу обрели репутацию надежного инструмента по сохранению анонимности конечного бенефициара, оптимизации расходов, хранению и сохранению капитала. От компаний в российской юрисдикции их выгодно отличала стабильность налогового законодательства, низкие издержки и риски.

Какие же существуют наиболее популярные схемы использования офшоров?

1. Между российской и офшорной компанией заключается заведомо фиктивный договор на оказание, скажем, консультационных услуг. Оплата сразу переводится на счет офшорной компании, и заодно снижается налоговая база российской компании.

2. Между российской и офшорной компанией заключается заведомо фиктивный договор на поставку чего-либо со 100% предоплатой. Предоплата уходит, товар не поставляется. Для вида российская компания может подать в суд, выиграть его, но офшорной компании и ее номинального директора уже и след простыл.

3. У вас есть клиент за границей. Между российской и офшорной компанией заключается договор на поставку по заниженной цене. Следующий шаг — ваша офшорная фирма продает товар клиенту по нормальной рыночной цене. Основная прибыль остается в офшоре.

4. То же самое, что и в третьем пункте, только наоборот: клиент в России покупает у вас импорт. Ваша офшорная компания покупает что-либо за границей и продает это что-то вашей российской фирме подороже, чтобы на следующей сделке с вашим клиентом ваш доход был минимальным. Основной доход остается в офшоре, налогооблагаемая прибыль вашей российской компании минимальна.

5. Составляется заведомо фиктивный договор поставки между российской и офшорной компаниями. На основании договора поставки российский банк открывает кредитную линию и переводит предоплату в офшор. Естественно, никакой поставки не происходит, и через полгода деньги возвращаются в банк, но полгода деньги можно «крутить».

6. Российская фирма продает принадлежащие ей ценные бумаги офшорной компании по заниженной цене, а офшорная компания продает их обратно другой российской фирме по завышенной цене. В итоге деньги в офшоре.

7. Офшорная компания нанимает российскую компанию в качестве агента, который как управляющий выполняет распоряжения главной компании за скромное вознаграждение. Таким образом со всех договоров и доходов налог в России платится только с этого скромного вознаграждения.

Выводы:

Предприниматели рассказывают, что из-за того, что по закону предъявить претензии со стороны налоговых органов к этим схемам достаточно затруднительно, эти самые органы иногда начинают запрашивать «макулатуру» в виде различных справок, заверений, апостилей и т. д. К тому же недвусмысленно намекают, что проблема в «нехорошем поставщике», мол, «если бы не офшор — тогда бы дааа…».

В данной статье не ставится целью рассказать обо всех возможных схемах, но я вас уверяю: за один пятничный вечер с деловым партнером в ирландском пабе можно набросать еще не один десяток различных вариантов. Также нужно понимать, что выше описаны базовые схемы-концепции, большинство из-них формально абсолютно законны, на практике же в дополнение к указанным фирмам используются одно/двух/трех-разовые фирмы-прокладки, постоянные европейские фирмы-прокладки, компьютеры с серверной и удаленным рабочим столом, находящиеся за границей (если изымут системный блок, то ничего, кроме пасьянса-косынки, на нем не найдут), и еще огромное количество защитных «мелочей», позволяющих предпринимателю чувствовать себя спокойно, получая хорошую прибыль.

Офшорное регулирование в России

Как такового отдельного направления по регулированию офшоров в российской правовой системе нет. Регулирование производится путем принятия федеральных законов и внесения изменений в законы и подзаконные акты, в Налоговый кодекс, а также письмами и указаниями государственных учреждений, например Центрального банка РФ.

Первой попыткой ввести понятие офшорных зон можно считать Письмо МНС РФ от 27 марта 2002 года. №С­6­26/360 «Обмен информацией». в этом письме Министерство по налогам и сборам приводит список стран, с которыми у России отсутствует соглашение о двойном налогообложении, а также список офшорных стран и территорий. Тогда же дана рекомендация проверяющим органам «в ходе проведения налоговых и контрольных проверок обращать внимание на место регистрации иностранного контрагента, сведения о котором содержатся в документах, представленных к проверке». Это письмо уже утратило силу, далее будут приведены только актуальные распоряжения.

Следующее упоминание офшоров на государственном уровне это: указание Банка России от 7 августа 2003 года № 1317­У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками­нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2006 г., 8 февраля 2010 г., 15 июля 2011 г., 18 февраля 2014 г., действующими по сей день.

В этом указании все офшорные зоны разделены на 3 группы по принципу «качества» этих офшорных зон, т. е. ЦБ устанавливает разные требования к банкам­нерезидентам из юрисдикций, принадлежащих к разным группам стран. Например, для того, чтобы взаимодействовать с банком в офшорной зоне в Швейцарской конфедерации (группа 1), российским банкам достаточно руководствоваться только законами Российской Федерации, а, например, с банком из офшора Республики Вануату (группа 3) банкам из РФ понадобится, в том числе, предоставить документы, подтверждающие наличие у офшорного банка постоянного офиса в государстве, где зарегистрирован этот банк. В разные годы из этого списка были исключены следующие офшорные зоны: Республика Кипр, Люксембург, Панама, Сербия и Черногория, а Лихтенштейн перенесен из третьей группы в первую.

Но т. к. указание ЦБ касалось только банков, то за ним последовал Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.10.2014) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

В этот перечень вошли 42 офшорные зоны в основном второго и третьего порядков. Смысл этого указания заключается в том, что на него ссылается НК РФ (пп.1 п.3 статьи 284 НК) и определяет то, что налог на дивиденды от офшорных компаний из юрисдикций этого списка составляет 13% (сравните с 0% от иностранных компаний из других юрисдикций, не входящих в этот список). Этот приказ Минфина журналисты сразу окрестили «черным списком офшоров».

По следующему закону уже видно, что отечественное офшорное регулирование матереет: Федеральный закон от 18.07.2011 N 227­ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

В соответствии с этим ФЗ Налоговый кодекс пополнился следующим дополнением: пп.3 п.1 ст.105.14. Теперь контролируемой сделкой признаются такие сделки, хотя бы одной стороной в которой является офшор из «черного списка» Приказа Минфина России от 13.11.2007 N 108н (см. выше), и если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Напомню, что значит для компании, если сложились вышеуказанные условия и вы поняли, что это контролируемая сделка. Согласно письму ФНС России от 02.11.2012 N ЕД­4­3/18615 «О применении отдельных положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (вместе с письмом Минфина России от 18.10.2012 N 03­01­18/8­145 «О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации»), вы обязаны уведомить налоговые органы о такой сделке, и они проверяют «полноту исчисления и уплату налогов».

Было много разговоров, что еще одной попыткой регулирования офшорных схем будет Федеральный закон от 07.08.2001 № 115­ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в котором прописывается, что все сделки свыше 600 000 руб. подлежат обязательному контролю, если хотя бы одной из сторон является организация, зарегистрированная на таких территориях (государствах), перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Многие полагали, что в этот перечень войдут как раз государства из пресловутого «черного списка офшоров» Минфина, но в итоге в этот список вошли только Иран и Северная Корея. Таким образом, этот ФЗ не оказал практически никакого влияния на офшоры.

Следующая попытка — это Федеральный закон от 08.06.2015 № 140­ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он предусматривает амнистию капиталов, возвращаемых из офшоров в Россию, т. е. бизнесменам предложили донести на самих себя. Даже по мнению Правительства РФ закон провален, как говорят, в основном «из­за недоверия к системе». За все время подано порядка 170 деклараций и в основном от физических лиц — владельцев квартир. Действие ФЗ продлено до 30 июня 2016 года, но не похоже, что ситуация как­то меняется. Вопрос доверия к системе — это не вопрос пары месяцев или полугода, это то, что складывается годами стабильных, последовательных, продуманных мер по повышению у человека уверенности в безопасности своей собственности. Тем не менее 18 марта 2016 года появилась информация, что ФНС направило письмо руководителям региональных подразделений с поручением провести информационную кампанию с призывом воспользоваться амнистией капитала. Поживем — увидим…

Апофеозом борьбы с офшорами стал Федеральный закон от 24.11.2014 N 376­ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», или, как его прозвали в народе, «первый антиофшорный».

Этим законом внесены существенные изменения в НК РФ с целью стимулирования налоговых резидентов РФ, контролирующих офшорные компании, платить налоги со своих доходов в России. В законе объяснено понятие контролируемой иностранной компании (КИК) и расписан порядок применения этого закона, хотя, по сути, данный закон — это подобие американского FATCA, но подобие — оно на то и подобие. Это, как автомобили из одной азиатской страны: издалека, вроде бы, похож на люксовый бренд, а подойдешь поближе, понимаешь, что не только не «Бентли», но даже и не автомобиль.

Выводы:

За год действия закона подано порядка 8000 уведомлений от отечественных компаний, что ничтожно мало от оцениваемого общего количества, а главное — это сложный механизм, по которому налоговые органы России могли бы получать информацию о конечных бенефициарах офшоров. Ведь для того, чтобы отправить запрос (а это нужно делать вручную, автоматическая система не работает, и точно не будет работать еще несколько лет), необходимо найти какие­либо свидетельства того, что тот или иной собственник что­то имеет в определенной иностранной юрисдикции. Это уравнение с множеством неизвестных, а учитывая то, что открытие новой компании в офшорах это процесс если не часов, то максимум пары дней, то этот закон может, по сути, оказаться только инструментом для точечного воздействия на конкретных неугодных собственников, т. к. «Если кто­то кое­где у нас порой…», то налоговым органам нужно очень сильно «захотеть», чтобы кое­что про
кое­кого найти, и зачастую для этого совершенно не обязательно посылать запросы по иностранным юрисдикциям.

Ответственность и судебная практика:

376­ФЗ от 24.11.2014 (ред. от 15.02.2016), или «первый антиофшорный», ввел и новые меры ответственности. Например, штрафы за неуплату или неполную уплату сумм налога контролируемой иностранной компании и за неуведомление о наличии КИК. В добавление к штрафным санкциям никто не отменяет и уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов ст. 199 УК РФ (до 6 лет лишения свободы). Правда, до налогового периода за 2017 год уголовную ответственность не применяют, если налогоплательщик заплатит сам все, что причитается. Соответственно, судебной практики по данному закону пока нет, также до лета 2016 года еще действует амнистия на декларирование, а штрафы за неуплату так и вовсе начнут применять после 2017 года. Но существует судебная практика по другим популярным схемам использования офшоров. Кроме уже описанных мной требований со стороны налоговых органов различной дополнительной, обычно необязательной, документации, появился и действительно очень серьезный прецедент.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области в конце 2013 года проведена проверка ООО «Капитал», которое через ряд офшорных копаний владеет 79% акций ПАО «Северсталь». По результатам проверки ФНС доначислило ООО «Капитал» 214 млн руб. налога + 100 млн руб. пени. По сути, доля в ПАО «Северсталь» была выведена в офшорные компании, и налоговая смогла «зацепиться» за то, что ООО «Капитал» не заплатило налогов с полученной прибыли. Такие действия похожи на рассмотренную нами ранее схему №6 лишь с тем отличием, что доли (акции) не вернулись обратно в Россию и, конечно, на практике эта схема была намного сложнее. Но это тема для отдельной статьи. Далее было решение арбитражного суда о признании недействительным решения ФНС. Победа? Не тут­то было… ФНС подает апелляцию и добивается­таки своего. ООО «Капитал» — снова должник! Как говорят футбольные комментаторы, «во втором тайме команды продолжают борьбу». В вышестоящей инстанции 15.03.2016 Арбитражный суд Северо­Западного округа постановил: «Оставить решение апелляционного суда без изменений».

Выводы:

В этой статье мы рассмотрели эволюцию офшоров от «Гуляйполя» до системы, похожей на развитые страны мира. Крайне любопытно будет следить за развитием истории ООО «Капитал», т. к. они решили оспаривать решение окружной судебной инстанции в Верховном суде. Это действительно прецедент, который показывает, насколько изменилось отношение к офшорам со стороны властей в последнее время. Налоговая служба показала, что офшорные схемы ей известны, но требуется огромное, нечеловеческое желание и годы, чтобы привлечь кого­то к ответственности. Приняты важные законы, определившие вектор дальнейшего движения страны в сторону деофшоризации, но многое еще «сыро», не опробовано, и у офшорных предпринимателей точно есть еще несколько лет на дооптимизацию своих офшорных схем или на принятие правил государства.

Совет:

Кроме обычных офшорных «гаваней» стоит обратить внимание и на новые, особенно при построении схем с европейскими поставщиками. Можно рассмотреть, например, Болгарию. На данный момент Болгария является самой недооцененной страной в плане использования ее как офшорной юрисдикции. Преимущества этой страны заключаются в том, что это Евросоюз, и подоходный налог составляет всего 10% (сравнимо с Кипром, но отсутствует негативная история), банковские счета юридических и физических лиц застрахованы государственным агентством по страхованию вкладов на сумму до 200 000 евро в каждом банке. Низкие капитальные вложения (ежемесячное ведение счета от 5 евро, низкие зарплаты наемным работникам, дешевая аренда), минимальное ограничение по уставному капиталу для юридических лиц — 1 евро, высокие ставки по депозитам сравнительно с другими странами ЕС и Россией, доступность дешевого кредита. Также существует соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Немаловажно, что Болгария не входит в «черный список офшоров» Минфина РФ. Таким образом, Болгария становится привлекательной офшорной юрисдикцией и как минимум заслуживает того, чтобы к ней приглядеться.

* Антон Бехметьев, кандидат наук, управляющий партнер юридического бюро «Бехметьевъ и партнеры».