Сетевые компании любят дресс-код

Автор: Алексей Поляков, «АвтоГермес»

Ситуация: cотрудницу ресепшена в лондонском офисе аудиторской компании PricewaterhouseCoopers Николу Торп отправили домой без выплаты зарплаты за отказ надеть туфли на каблуках, сообщает «Би-би-си».

 Как сегодня компании относятся к правилам дресс-кода? Вернее, какую роль и важность они ему отводят (если исключить из анализа банки)?

–Ситуация часто похожа на описанную. Например, в нашей отрасли (автобизнес) производители «диктуют» дилерам обязательные элементы и атрибуты одежды и оформления дилерских центров. Эти моменты регулярно мониторятся представителями дистрибьюторов с помощью «тайных покупателей» или визитов региональных менеджеров. Нарушения (несоответствие) может повлечь за собой снижение или лишение дилера соответствующих бонусов. Поэтому дилеры вынуждены «мириться» с этими требованиями. Естественно, не всем и не всегда предлагаемые варианты нравятся, но… Дистрибьюторы, требуя соблюдения дресс-кода, считают, что он является важным элементом концепции бренда (или конкретного автомобиля).

 Какие компании и почему утверждают правила дресс-кода? Чем отличаются написанные правила дресс-кода от  реальности?

— В первую очередь, вопросами введения дресс-кода занимаются сетевые компании, которым важно таким образом визуализировать и отделить себя от конкурентов. Во-вторых (это относится прежде всего к компаниям, работающим в сегментах «Luxury» и «B2B»), считается, что строгий стиль одежды добавляет «солидности» и «статусности» компании в глазах клиентов. Соответственно такие организации предпочитают проверенные магазины в этом сегменте например https://alfa-collection.ru/. Поэтому многие четко прописывают иs жестко требуют от сотрудников (в первую очередь фронт-офиса) соблюдения установленных стандартов в одежде. Из моих наблюдений, чем крупнее компания, тем больше вероятности наличия и ответственности за соблюдение дресс-кода. Примерно по этому же принципу установлен дресс-код и в нашей компании: сотрудники тех. центров, которых может видеть клиент, обязаны носить форменную одежду, подчеркивая серьезность и уважение компании к клиенту.

Небольшие компании или компании определенного сегмента (работающие на ИТ-рынке или в индустрии развлечений, маркетинга и т.п.) более лояльно подходят к вопросу регламентации одежды своих сотрудников, т.к. их руководство, «контрагенты» и/или «партнеры» сами придерживаются стиля «Сasual».

О «перегибах» и расхождениях между написанными требованиями и реальностью можно упомянуть, вспоминая недавнюю аномальную летнюю жару, когда на бедных сотрудников некоторых компаний, «связанных» необходимостью соблюдения требований установленного дресс-кода, было жалко смотреть. Кстати, тогда некоторые компании пересмотрели свои стандарты и пошли навстречу людям, разрешив более открытую или легкую одежду, и это я считаю правильным. Ну а «формалисты» столкнулись с увеличением текучести персонала, снижением эффективности работы и т.д.

 Как компании наказывают персонал за серьезный отход от дресс-кода?

— Как правило, мера ответственности за нарушение (несоблюдение) требований дресс-кода прописывается в соответствующих Положениях или иных ЛНА (например, в «Справочнике нового сотрудника» или аналогичных документах). Чаще всего наказания носят устный характер внушения со стороны руководителя, но в некоторых случаях последствия могут быть гораздо серьезнее (вплоть до отстранения от выполнения работы).

Уровень тяжести наказания связан со степенью «имиджевой» составляющей дресс-кода в конкретной компании. Т.е. если руководство фирмы «А» считает, что ее потенциальный клиент однозначно не станет связываться с сотрудником, который встретил его в рваных джинсах и с пирсингом, то у такого сотрудника однозначно будут проблемы.

 В каком бизнесе дресс-код серьезно влияет на бизнес?

— В любом, который связан с персональным обслуживанием клиентов. Исключения связаны только с теми компаниями, целевая аудитория которых ориентирована на творческих людей и, отчасти, ИТ. Например, вспоминается имидж руководства Apple, который олицетворяет свободу и победу над «трендом».

 Какие профессии в компаниях выделяются особым дресс-кодом? Возраст и др.?

– Конечно, это, в первую очередь, фронт-офисный персонал. Все, кто представляет компанию в глазах клиента, должны быть соответствующим образом одеты. Те же сотрудники, которые не олицетворяют компанию в глазах клиента, могут быть менее строго одеты.

 Высокие каблуки: какие необычные привычки одеваться у сотрудников Вами были замечены в компаниях или на собеседованиях?

— Много разных курьезных случаев мне приходилось видеть. Например, когда форменная одежда не очень удобна или соответствует общему внешнему виду сотрудника (часто такие моменты можно встретить в сетевых заведениях быстрого питания, например).

Или, когда кандидат пытается «угадать» (соответствовать) его представлению об имидже «лучшего кандидата на вакансию», приходит на вакансию «менеджер по продажам автомобилей» в футболке с символикой бренда, сидит на собеседовании в брендированной бейсболке (но при этом не может говорить без междометий и постоянных слов-паразитов…) и т.п.

 Как одеваются лидеры успешных стартапов, быстрорастущих компаний?

— Не зря наши предки придумали поговорку: «Встречают по одежке, а провожают по уму!». Безусловно, первое впечатление о человеке мы получаем от его образа (в том числе и в одежде). Поэтому, если человек хочет подчеркнуть что он — лидер, харизматичен, готов « к прорыву» и ищет таких же целеустремленных, свободных и творческих, он должен демонстрировать это и в своем стиле. Т.е. КАК он себе представляет свою команду, чтобы она пошла за ним, так он и должен одеваться. Это может быть модная «трендовая» футболка или дорогой костюм, подчеркивающий его успешность и статус.

А как обычно одеваются сегодня топ-менеджеры крупных компаний?

— Думаю, что здесь нет однозначного ответа. Потому что все зависит от бизнес-этикета: если ТОПу приходится каждый день встречаться со «статусными» партнерами или клиентами, он не может позволить себе одеваться в стиле Casual (за исключением случаев, когда это не является элементом соответствия стилю, установленному в конкретном сообществе).

Поэтому кто-то каждый день меняет рубашки от Brioni, кто-то может позволить себе ходить по офису без галстука, подчеркивая таким образом свою «близость к народу» и «демократичность».

Журналисты УП заметили, что hrd компаний, в которых они проводят интервью, одеты достаточно свободно, по-разному (по одежде невозможно отличить их от остальных коллег). Что это — осознанное слияние или …?

— Конечно, это осознанное действие. Не вижу смысла подчеркивать свое положение «белого воротничка», когда для всех установлен «свободный стиль». Особенно не стоит этого делать, если приходится общаться и взаимодействовать с другими сотрудниками, стоящими ниже в корпоративной «табели о рангах».

Итак, Ваши рекомендации для топ-менеджеров компаний: какую роль отводить дресс-коду в компании и как одеваться самим?

— Все действия и поведение топ-менеджеров должны четко соответствовать главной цели компании — получению компанией прибыли. КАК этого добиться (КТО и ЧТО поможет им в достижении цели) — они должны сами решить, не забывая про «законы жанра», т.е. правила этикета, действующего в их бизнес-среде. Поэтому им нужно и самим соответствовать своей идее «успешности», и контролировать понимание и соответствие этой идее своих подчиненных. В том числе и в вопросах дресс-кода.

* Алексей Поляков, HRD «АвтоГермес».

Беседовала Елена Мамонтова

Наша справка

«АвтоГЕРМЕС» занимается продажей и обслуживанием автомобилей с 1997г. Численность: около 1500 чел. АвтоГЕРМЕС официальный дилер Kia, Hyundai, Suzuki, Renault, SsangYong, LADA, УАЗ, UZ-Daewoo, Lifan. География бизнеса: Москва и Московская обл.