Я плохо отношусь к так называемым незаменимым сотрудникам, но иногда просто нет выхода

Автор: Эдуард Остроброд, SELA

Кого будем считать незаменимыми в компании? 

- Я плохо отношусь к так называемым незаменимым сотрудникам, но иногда просто нет выхода. Задайте себе как руководителю важный вопрос: почему этот человек незаменим? Если завтра он перестанет приходить на работу, компания закроется? Или он просто подсознательно незаменим? Насколько ваше ощущение его незаменимости соответствует реальности? Я против того, чтобы бизнес зависел от одного человека. Бизнес должен быть стабилен.

- Кто обычно и почему стремится к статусу или положению незаменимого в компании?

- Чтобы его никто не мог уволить. Таким человеком движет стремление к стабильности, власти и определенному уровню дохода.

-
Определимся с теми профессиями, которые могут позволить некоторым людям стать незаменимыми без кавычек?

- Все профессии, которые связаны с финансами, таможней, налогами, если компания «не белая». А также те, кто дают откаты закупщикам. Те, из чьих рук берут откаты. То есть, когда специалист занимается тонкими, щепетильными вопросами бизнеса. Если IT пишет стандартную инструкцию, правила работы, а также контролирует их выполнение, то уровень зависимости от сотрудника значительно снижается. Да и сам сотрудник, который работает в такой среде, понимает, что не может ставить свои условия, что также сильно удерживает его от недопустимого поведения. А если только он знает, где карта Острова сокровищ, то, конечно, он становится незаменимым.

- На каком этапе роста компании в бизнесе могут как грибы появляться незаменимые?

- Только в самом начале, когда бизнес только формируется. Потом уже появляются процедуры, с ними начинают знакомиться сотрудники – и все становится прозрачно и предсказуемо.

-
Почему руководители допускают, а то и способствуют незаменимости сотрудника?

- Это индивидуальные случаи всегда. Одни специально подбирают себе либо слабых подчиненных, чтобы их не сместили. Либо, наоборот, «подчиненных – партнеров», которые берут на себя отдельный пласт работы и делают его полностью самостоятельно. Другие руководители любят формировать вокруг себя свиту. Все это идет во вред бизнесу.

- Как не допустить незаменимости главбуха?

- Надо быть «белыми» и внедрить ERP.

-
«Звезды» и «незаменимые» — где и когда эти понятия тождественны?  А когда это совсем разные люди?

- «Звезды» есть всегда, и они всегда так или иначе помогают компании. Но они не незаменимы. Например, у нас есть хорошие сотрудники, которых мы поощряем, ценим. Но этот сотрудник должен доказывать свой талант снова и снова, а также соблюдать определенные правила игры. В тот момент, когда он начинает использовать свое положение — например, шантажировать или манипулировать, эта история может сразу закончиться. Или спустя какое-то время, когда мы находим ему альтернативу.

- Критическая масса незаменимых всегда своя. Чем рискует руководитель, допустивший создание критической массы из таких специалистов?

- Он рискует столкнуться с манипуляциями и шантажом. И в итоге потерять свободу принятия решений. Ему придется согласовывать и считаться с мнением и интересами других людей, и в итоге такой руководитель не сможет принимать решения исключительно в коммерческих интересах компании.

- Катализатор процесса разрушения бизнеса — что или кто может им быть?

- Воровство. Второе — это когда конкурент кого-то перекупает, и он заинтересован, чтобы та компания разрушилась. Он начинает платить сотрудникам той компании, чтобы они ее рушили изнутри. Или же лидер потерял интерес к бизнесу и перестал им управлять. Любой организм склонен к энтропии. Это саморазрушение. Наша задача сделать так, чтобы не дать этой энтропии случиться.

- Что может спровоцировать незаменимых на провокации или иные способы манипулирования?

- Такие «незаменимые» добиваются власти и влияния. Свои личные интересы они ставят превыше интересов компании. Решения руководства тоже должны учитывать их личные интересы.

- Какие принципы надо закладывать в формат бизнеса, процессы так, чтобы незаменимых не появлялось в принципе?

- Процедуры. Чтобы на каждую функцию, процедуру была своя инструкция. Люди должны четко делать свою работу. Не так, как они знают или хотят, а так, как написано. В бизнесе должно быть как можно больше автоматизации. Когда любую информацию можно найти, нажав на две кнопки в компьютере, а не когда информация хранится у человека в тетради или в голове — это очень сильно облегчает жизнь. Такие процедуры рекомендую строить изначально, потом что потом перестраивать намного сложнее.

Эдуард Остроброд, вице-президент корпорации SELA

Наша справка. Компания была основана в 1991 году. Марка SELA начиналась с небольших магазинов ассортимента для всей семьи. Сейчас это бренд одежды в стиле casual. Представительства бренда находятся в России, Израиле, Беларуси, Китае, Казахстане. Торговая сеть насчитывает более 400 магазинов.

Беседовала Светлана Федюкова