Amat victoria curam

Автор: Ирина Логунова, «Светлана-К»

Можно ли просчитать финансовую выгоду от проекта геймификации в «Евросети»?

- Теоретически это возможно. Ведь если можно оцифровать практически любой показатель, то можно и вывести соотношение. Уверена, что «Евросеть» составила примерный расчет окупаемости и финансовой выгоды в случае снижения рисков, которые они обозначили: дополнительное увеличение продаж, сокращение текучести, выявление и удержание самых эффективных сотрудников.

- Если вдруг убыток — вы бы все равно внедрили у себя подобное?

- Могу говорить только о себе и нашей компании: если изначально предполагался бы убыток, то вряд ли мы стали бы внедрять минусовой проект. Но это если рассматривать ситуацию в общем.

Другой вопрос — почему внешне привлекательный проект был бы в нашем случае минусовым? Тут уже пришлось бы детально покопаться, определить, в чем проблема: в бюджете, вовлеченности персонала и т.д. А вот потом разбираться по каждому пункту. Одним словом, нет неудачных проектов, есть ошибки в расчетах и учете всех факторов при запуске. 

- Видны ли концептуальные недоработки в проекте?

- Сложно сказать, т.к. мы видели только небольшие фрагменты игры. На первый взгляд все гладко и ровно, тем более что срок проекта — 5 лет, и все шероховатости уже стерты.

Единственное, что, возможно, можно было бы учесть — это ориентированность на все категории персонала, а не только на «продающие». Это позволило бы добиться еще большей сплоченности, на мой взгляд, что очень важно при командной игре, нацеленной на общий результат.

- «Евросеть» все сделала своими силами. А если их нет — где и кого искать и привлекать в команду подобного проекта?

- Если говорить о реализации самого проекта, то можно привлечь сторонних веб-дизайнеров, маркетологов, IT-разработчиков. Но это с одной стороны. С другой стороны должна быть команда заказчика, которая составит грамотное ТЗ и при разработке программы всегда будет на прямой связи с исполнителями. Ведь без погружения в специфику работы компании будет достаточно сложно составить оптимальный программный продукт.

Здесь я вижу еще и другую большую проблему, о который мы забываем. Бюджет. Бюджет на разработку проекта и бюджет на каждого сотрудника. И если компания «Евросеть» привлекает мотивационные бюджеты компаний-партнеров, то в большинстве других компаний это будет сделать достаточно затруднительно. Поэтому здесь нужно все хорошо просчитать и подумать, как этот проект может быть полезен партнерам компании, допустим, не работающим в ритейле.

- Дизайн игры и ее хитросплетения — сердце проекта или площадка для креатива топ-менеджеров «Евросети»?

- На мой взгляд, и то и другое одновременно. Ведь изначально и дизайн, и наполнение создавались с определенной целью, учитывая специфику как работы, так и персонала. Но если не добавлять в нее креатива извне, то, как ранее было замечено, игра быстро станет скучной.

- Не слишком ли сложная система?

- Я считаю, что «Евросеть» сделала правильный выбор в пользу многоуровневой игры, учтя особенности аудитории. Именно в таком формате игра становится интересна всем — от продавца до директора. Все мы в той или иной мере играли в компьютерные игры и по себе знаем, как интересно знать, что же там дальше, на другом уровне. В данном случае здоровый азарт является позитивной движущей силой. А многоуровневая вариативность самой игры позволяет подогревать интерес к ней долгое время.

- Какое будущее ожидает проект? Когда, как и почему игра может начать надоедать игрокам?

- Сейчас многие компании в той или иной форме стали применять данную игровую модель мотивации. Думаю, что какое-то время такие проекты буду пользоваться успехом. Что касается второго вопроса, то считаю, что если не привносить в игру чего-то нового, не менять ее наполнение по итогам года, то такой проект начнет надоедать. Участникам будет не интересно. Каждый год итоговый приз должен быть не только разным, он должен впечатлять, иметь эффект неожиданности и новизны, а также вызывать гордость у призеров за проделанную ими работу.

- Как проект геймификации можно развить и вывести на новый уровень?

- Еще раз повторюсь: развитие возможно в том случае, если все категории сотрудников будут в той или иной мере включены в процесс. И по результатам обратной связи, как правило, выявляется много новых предложений и идей, благотворно влияющих на развитие компании. Ведь фокус-группа, конечно же, может постараться все учесть, но как часто бывает, на практике это выглядит совсем по-другому.

В любом случае, если уж проект был нацелен не только на увеличение продаж, но и на мотивацию персонала, то стоит рассмотреть и такую возможность.

- Уже много фирм из ритейла идут тем же путем. Есть ли последователи «Евросети» в иных сферах бизнеса, и чем они отличаются?

- Не припомню столь же ярких примеров, по крайней мере, чтобы они были на слуху. Однако, думаю, что в той или иной мере крупные компании к этому стремятся. У нас на данный момент работает программа показателей работы филиалов в онлайн-режиме, и есть цель прописать ее в более интересном и общедоступном формате внутри компании.

- Ваши советы компаниям, собирающимся делать что-то похожее?

- Amat victoria curam — победа любит подготовку. Поэтому, перед тем как принять решение, необходимо грамотно рассчитать проект: определить задачи, целевую аудиторию, сроки, бюджет, проблемные зоны, возможные риски. И если все устраивает, то вперед!

Ирина Логунова, HRD компании «Светлана-К»