На главную   Обратная связь
   


 
  О журнале     Архив номеров     Сделать стартовой   Добавить в избранное  
Забыли пароль?   Регистрация
 



  Поиск по сайту


НА ГЛАВНУЮ

ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ЖУРНАЛЫ

ЭКСПЕРТЫ

ТОП-ПЕРСОНЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

КАПИТАНЫ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

ДЕЛОВОЙ КЛУБ УП

РЕГЛАМЕНТЫ УП

ВИДЕОЖУРНАЛ

НАШИ ПАРТНЕРЫ

КОНТАКТЫ

АНОНСЫ




Подпишитесь на рассылку
Адрес e-mail:

 

Ознакомительная подписка на журнал управление персоналом

Яндекс.Погода



Журнал "Управление персоналом" N35 2016 год





Вкус апельсина нельзя узнать, не попробовав его


Автор: Олег Картамышев, «Торговый дом Эгомания»

Даже в авиаотряде президента, как оказалось, проявилась беловоротничковая преступность (кондиционеры за дорого). Кто в России надежно защищен от беловоротничковой преступности, и как им это удалось?

- У меня достаточно пессимистичное мнение по этому поводу. Потому что защитить руководство, собственника компании от воровства, на мой взгляд, практически невозможно. Существующая система борьбы с так называемой беловоротничковой преступностью любой категории несовершенна. Я много раз слышал о случаях, когда продавец уходил из магазина вместе с выручкой, и ему ничего нельзя было сделать. Потому что карающим органам этот объем денежных средств не представляется интересным для того, чтобы принимать заявление, заводить уголовное дело. Поэтому государство пытается каким-то образом спустить дела такого рода на тормозах. И руководство компании, и сотрудники это прекрасно понимают. И в зависимости от личной порядочности и воспитанности сотрудника он либо делает плохие дела, либо не делает. Это зависит исключительно от собственных внутренних положительных характеристик. А не потому, что он боится существующих законов и знает, что правосудие настигнет всегда и везде. Поэтому нужно полагаться только на порядочность сотрудников.

- Бизнес страдает и от некриминальных проблем — например, уход специалиста или топа с важной информацией. Как это можно и надо ограничивать?

- Информация, которая существует в компании, достаточно открытая, потому что ей ежедневно пользуются все сотрудники компании в зависимости от штата и должности, поэтому каким-то образом закрывать ее на ночь в сейф технически невозможно. Достаточно давно я уже понял одну вещь: даже если, уходя из компании, сотрудник забирает с собой адреса, пароли, явки клиентов, то это не значит, что, придя на новое место работы, он может достучаться до ЛПРов — людей, которые принимают решения. А партнеры обычно строят взаимоотношения на выгодности того или иного сотрудничества. И если менеджер сбегает с клиентами, то это не значит, что на новом месте эти компании будут с ним обязательно работать. Поэтому я на историю «засекречивания» информации в собственной компании смотрю достаточно спокойно. А получить любую информацию о клиентах той или иной компании можно за 15 минут. Это ни для кого не секрет.

- Промышленный шпионаж — как с ним бороться в век соцсетей, свободы найма, хакеров, больших денег и соблазнов?

- Может быть, в каких-то сверхпрогрессивных, высокоинтеллектуальных кругах бизнеса присутствует необходимость бороться с промышленным шпионажем. Приведу свой опыт: у нас запатентовано название бренда. Ну и что? Я точно знаю: в городе-герое Москва есть салон, который называется точно так же, как и мой бренд — «Эгомания». И сделать с этим ничего нельзя. Потому что это российский бизнес — вот так он построен. Человек может взять вывеску любого бренда, повесить ее на свою компанию и долгое время пользоваться этим слоганом, брендом. Выход один — начать глобальные судебные процессы. Но как судиться с салоном красоты, да и с любой компанией небольшого формата? Это же заведомо убитое время и выкинутые деньги. Нужно пытаться каким-то образом защищать себя, патентуя тот или иной продукт. Но при этом понимать, что все это достаточно хрупко и незащищено.

- Идея партнерства — насколько и как она может снизить вероятность проявлений беловоротничковой преступности в компании?

- Я читал об этом в капиталистических книжках: когда руководство той или иной компании в качестве привязки своих топов в том или ином формате поощряют их стать партнерами, предлагая по более низким ценам пакеты акций. Но опять же, в маленьких компаниях на сегодняшний день в России очень развит тот самый пресловутый авторитарный стиль управления. Да, можно взять себе в партнеры топа. Но несмотря на то, что он весь из себя такой золотой, непонятно, что с ним будет завтра. Я бы не рискнул это делать. И не посоветовал бы никому из своих знакомых и товарищей. Я бы не стал в такие опасные игры играть.

- Банки, ритейл, девелопмент... какие сферы не менее, а то и более страдают от вероятности беловоротничковой преступности?

Если брать крупные федеральные сети, с которыми я так или иначе пересекался по своему роду деятельности, то ничего удивительного, что топ-менеджер сети А через год-два-три оказывается топом сети Б. При том, что эти сети — конкуренты, выступают на одном рынке и делят одного покупателя. Тут можно долго рассказывать о таких нишах. Но это жизнь. Везде так бывает. В этом направлении компании стараются подписывать с ключевыми сотрудниками договор о том, что они не могут в течение 2-3-4 лет после увольнения из компании А работать в конкурентной компании Б. Но это, скорее, исключение, нежели правило.

- Как обезопасить компанию на входе от персонала, способного на криминал? Используете ли вы технологии физиогномики, гороскоп, почерк, ФИО, папилляры?..

- Прежде чем браться за такие нестандартные методы оценки, нужно быть специалистом в них. У нас на сегодняшний день, как правило, набор персонала происходит исключительно на уровне «нравится — не нравится». В качестве дополнительной опции, думаю, нестандартные методы оценки можно использовать, но принимать решение на их основании я бы точно не стал. Я не доверяю кадровым агентствам, которые говорят, что работают с кандидатами по нестандартным схемам. Потому что в этом кадровом агентстве сидит мальчик-девочка 22-25 лет, и руководство агентства берет на себя полномочия заявлять, что он способен по каким-то методикам оценить того или иного кандидата. Мой опыт работы с кадровыми агентствами, в том числе и по этим методикам, всегда, без исключения, был отрицательным. Кадровое агентство — это конвейер, задача которого продавать максимальное количество кандидатов и получать максимум денег от заказчика. И тратить деньги на то, чтобы обучить своих подчиненных нестандартным методам оценки кандидатов, не считают нужным. Поэтому все на потоке и исключительно методом научного тыка: «Подойдет — не подойдет человек, да — нет».

- «Черные базы» кандидатов — что вы знаете о них, их пользе или вреде?

- Сталкивался с такими базами. Причем как с «черными базами» работодателей, так и кандидатов. Читаешь там порой очень интересные вещи. Когда сотрудник жалуется, что ему не заплатили, а работодатель говорит, что он украл у него в два раза больше. На мой взгляд, такие списки — это сведение личных счетов. Любой сотрудник, в зависимости от внутреннего состояния и воспитания, может выложить в СМИ или Интернет гадости о той или иной компании и будет считать себя правым. Даже в нашей компании было достаточно случаев, когда такое происходило. Тут либо приходится вступать в публичную перепалку, либо просто не замечать подобных явлений. Очевидный факт — хороших сотрудников не увольняют. Поэтому можно предположить, что сотрудник, которого уволили, был «некачественным продуктом». Но ему это сложно признать, поэтому проще начать говорить в адрес уволившей его компании нелицеприятные вещи.

- Выбор СЕО — это самое сложное с точки зрения его успешности. Но на что стоит смотреть и проверять, если компания доверяет ему огромную власть и, соответственно, возможность беловоротничковой преступности?

- Не знаю, никогда не занимался поиском СЕО. Компанией я руковожу самостоятельно уже 17 лет и не понимаю тех собственников, которые долго и мучительно создавали свой бизнес, а потом решают поручить его кому-то. Это как своего ребенка отдать в детдом для того, чтобы из него кого-то там слепили. Это вопрос в большей степени риторический. Я лично не собираюсь никого искать.

- Что-то не слышно о Полиграф Полиграфыче — он перестал быть надежным инструментом или не был им никогда?

- Мое отношение как к прибору положительное. Наверное, кому-то такая оценка кандидата или сотрудника может пригодиться. Но когда мне сообщили стоимость работы оператора-полиграфа в расчете на одного кандидата, я понял, что мне дешевле, ошибаясь, набивать шишки. Потому что эти затраты не стоят того эффекта, который может быть получен в результате. Года три назад такая оценка в районе 1000 долларов стоила. Во-вторых, полиграф может оценить, насколько честно человек отвечает на тот или иной вопрос. Но нельзя оценить его деловые качества, его готовность вживаться в компанию. Тут никакой прибор не поможет — это можно делать исключительно на человеческом уровне.

  - По каким признакам можно догадаться, что с определенным человеком что-то не так в плане беловоротничковой преступности? HRD крупнейшей авиакомпании США не ходила в отпуск 25 лет, пока ее не прооперировали, и вот тут всплыла «картина маслом» — откаты страховых фирм.

- В любой небольшой компании или в каждом конкретном отделе большого бизнеса все видно, как в стакане воды: все прозрачно и очевидно. Поэтому люди с гнильцой через день-два-месяц все равно свою сущность показывают. И старожилы компании, которые с ними общаются, находятся в одном помещении, рано или поздно все равно сообщают о тех или иных отклонениях от нормального поведения. Это бич всех небольших компаний — все решается методом проб и ошибок. Взяли человека, посмотрели, как он работает, в каком состоянии он приходит в понедельник после выходных, и дальше приняли решение, которое 50/50 — либо идем дальше, либо расходимся. Поэтому однозначных и точных ответов по определению сущности человека во время собеседования в природе не существует. Нужно все пробовать. Мои партнеры говорят, что вкус апельсина нельзя узнать, не попробовав его. Все жизненные апельсины нужно пробовать.

- Как бы вы изменили ТК РФ в плане борьбы с беловоротничковой преступностью?

- Здесь можно долго и тщательно фантазировать. Но основные вещи следующие. У нас работодатель никоим образом не защищен в этих вопросах. Причем как в вопросах, касающихся банального воровства из компании, так и в вопросах вычисления, выявления и наказания этого сотрудника. С таким явлением компаниям просто невозможно бороться. Сейчас у меня есть живой пример: я на протяжении года пытаюсь от бывшего менеджера, который украл у меня деньги, получить хоть что-то. Механизм работал очень просто — менеджер осуществлял сбор денег от клиентов, но эти суммы в компанию не перечислял, а просто присваивал. Во время очередной бухгалтерской сверки взаиморасчетов эти факты вскрылись, есть подтверждающие документы между моей компанией и клиентами. Мало того, после нашего обращения полиция порекомендовала сделать аудиторский акт, объясняя это пожелание якобы тем фактом, что уж с таким-то документом они докажут виновность бывшего сотрудника. Я сильно удивился данному пожеланию, учитывая наличие бухгалтерских документов и согласия наших клиентов подтвердить имеющиеся факты воровства, но мы сделали это акт, причем далеко не бесплатно. Теперь в отделе, принявшем документы, ссылаются на участкового, который просто неуловим и не подходит к телефону. Сейчас подаем заявление в прокуратуру, надеемся, что хотя бы эта структура способна защитить компанию от очевидного воровства.

Олег Картамышев, уравляющий партнер компании «Торговый дом Эгомания».

Справка о компании. Торговый дом «Эгомания» более 17 лет представляет на российском рынке красоты собственные бренды по уходу за волосами, кожей лица и тела. Собственное производство в Израиле.

Подготовила Светлана Федюкова

ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ:



 
Корзина:

Ваша корзина пуста














  О журнале | Архив номеров | Анонсы | Подписка
| Книжный магазин | Контакты | На главную страницу | Обратная связь

Обращаем Ваше внимание на то, что вся размещённая на сайте информация и реклама носит справочный характер и не является публичной офертой (Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть 1, Статья 437).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ - TP@TOP-PERSONAL.RU
 

   Яндекс.Метрика
© 2001-2017 Издательский дом
"Управление персоналом"