Основной вопрос каждого бизнеса — как повысить эффективность работы сотрудников и снизить издержки. Было проведено исследование среди руководителей и HR различных компаний. Результаты показывают основные тенденции в развитии корпоративного обучения и четко показывают зоны роста.
Можно обучать сотрудников, вкладывать в их развитие деньги, проводить тренинги, корпоративные мероприятия, веревочные курсы, ставить планы, контролировать, стимулировать и т.д. Можно бесконечно менять сотрудников и надеяться на то, что найдутся те, кто уже как-то сам мотивирован на развитие вашей компании. Но иногда все это начинает выглядеть бессмыслицей.
Мне как коуч-тренеру часто приходится слышать от компаний запрос, составленный в такой форме: «Нам в этом году надо провести тренинг по продажам, обучение руководителей и командообразование». Было время, когда я реагировал на это буквально. Начинал составлять программу с учетом пожеланий клиента. В этот момент заказчик обычно начинал задавать вопросы: «Вот вы предложили вот такую программу, а как вы собираетесь доказать, что она эффективна?» После чего следует обычно выбор по стоимости среди предложенных программ и по имени тренера или бизнес-школы.
Уже достаточно давно в этой логике меня что-то не устраивало! Может быть, потому, что до сих пор нет стандартных оценок эффективности того или иного тренинга. Может быть, потому, что оценка программ часто сведена к стоимости и производится по часам. И получается, что компания приобретает несколько часов тренинга — по сути дела, процесс, а не результат. В случае с «раскрученными» тренерами цена является показателем известности бренда, и опять же результат где-то теряется. Фокус каждый раз смещается на что-то другое — на стоимость, на бренд, на часы, на слова, написанные в программе… Где же результат?
Чтобы не быть голословным и не ссылаться только на свое мнение, я провел исследование удовлетворенности от корпоративного обучения. Партнерами при проведении исследования выступили «Коучинг-центр С. Гринберга» и портал для работодателей «Работа 66». В Интернете была размещена анкета, включающая несколько вопросов. В исследовании приняли участие 52 человека (руководители и HR различных компаний).
Я предложил определить удовлетворенность от результатов проводимого корпоративного обучения по десятибалльной шкале. Средний балл оказался равен 6,2. Т.е. степень удовлетворенности результатом обучении равна 62%. Вывод очевиден — есть широкое поле для развития системы корпоративного обучения!
Далее я предложил высказать свое мнение относительно того, что могло бы улучшить картину и повысить удовлетворенность от проводимого обучения. Все полученные ответы я условно разделил на 4 группы:
-
пожелания к тренеру (17 пожеланий);
-
пожелания к программе и форме обучения (15 пожеланий);
-
пожелания к участникам тренинга (7 пожеланий);
-
пожелания к компании, которая заказывает обучение (14 пожеланий).
Наиболее частые пожелания к тренеру сводились к абстрактному «повысить профессионализм тренера». Пожелания к программе в основном концентрировались на посттренинговом сопровождении, т.е. на длительности, регулярности и индивидуальном подходе обучения. К участникам пожелание было одно — надо быть мотивированным и хотеть обучаться. К компании было несколько основных пожеланий — четко понимать, зачем нужно это обучение, вовлеченность руководителей и создание среды, в которой навыки, полученные на обучении, активно бы внедрялись в ежедневную практику.
Если суммировать и посчитать в штуках количество пожеланий, то можно выявить следующую тенденцию. Сумма пожеланий к тренеру и программе равна 32, а к компании и участникам только 21. Таким образом, становится ясно, что основной фокус внимания представителей компании находится вне компании и сосредоточен на личности тренера и процессе обучения. По сути дела имеет место перенос ответственности за развитие компании на тренера, программу. Таким образом я подтвердил свои первоначальные выводы.
Интересно, что наиболее эффективной формой обучения большинством участников исследования (65%) было обозначено наставничество, т.е. внутренняя ответственность и функция компании (см. рис 1.).
Интересно, что наиболее часто встречающийся запрос от компаний (исходя из моего опыта и опыта моих партнеров бизнес-школ) звучит в формате стандартного тренинга 1-3 дня. Однако он был поставлен только на пятое место по эффективности. Странно, но ни командного коучинга, ни индивидуального коучинга в числе стандартных запросов просто нет или они крайне редки.
Следующий вопрос, который был задан — звучал так: «По каким критериям вы оцениваете результаты проводимого обучения?» Ответы привожу ниже (рис. 2.).
Рис. 2.
Самое интересное, что при личной беседе на круглом столе с представителями компаний, которые принимали участие в данном исследовании, основной интерес вызвал лидер среди ответов. А именно: «Как адекватно и измеримо оценить изменение поведения на рабочем месте после обучения?»
При составлении вопросов для исследования я пользовался моделью оценки обучения, о которой надо рассказать более подробно. Пятьдесят лет назад Дональд Киркпатрик создал свою систему четырехуровневой оценки эффективности обучения. Популярной во всем мире она стала только в 90-х годах прошлого века. Но сейчас идет второй всплеск интереса к данной теме (в России в том числе).
Вот так выглядит классическая четырехуровневая система оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика (табл. 1):
Таблица 1. Четыре уровня оценки обучения Д. Киркпатрика
Уровни |
Что оценивается |
Ключевые вопросы |
Уровень 1. Реакция |
Как участники реагируют на обучающее событие |
Понравился ли участникам процесс обучения? |
Что они планируют делать с новыми знаниями и навыками? | ||
Уровень 2. Обучение |
Насколько участники усвоили знания, навыки и сформировали необходимые отношения по завершении обучающего мероприятия |
Какие навыки, знания, установки изменились после обучения? |
Насколько значительны эти изменения? | ||
Уровень 3. Поведение |
Как участники применяют на рабочем месте то, что они узнали во время обучения |
Изменили ли участники свое поведение на рабочем месте после обучения? |
Уровень 4. Результаты |
В какой степени по итогам обучения достигнуты намеченные результаты |
Оказывают ли изменения в поведении участников положительное влияние на организацию? |
Таблица 1 достаточно информативна, и я думаю, что она не требует дополнительных пояснений. По собственному опыту могу сказать, что чаще всего и сотрудники, и специалисты компании по обучению (HR), и сами тренеры останавливаются по какой-то негласной договоренности на 1 и 2 уровнях. Высшие руководители чаще всего мыслят в категориях 4-го уровня. И только 3-й уровень все старательно избегают и не знают, как к нему подойти. Считается, что все участники тренинга люди взрослые, они сами должны понимать, что новые знания помогут им делать свою работу лучше. В конце концов, есть же система материальной мотивации, которая должна всех подвигать на улучшение бизнес-показателей. Знакомая логика?
Если опираться на модель Киркпатрика то получится, что ответственность тренера — это первый и второй уровни, а вот 3-й и 4-й полностью на совести компании, которая заказывает обучение.
Хотелось бы рассказать о том, как участники исследования высказывались на вопрос: «Каких продуктов и подходов с вашей точки зрения не хватает на рынке бизнес-образования?»
-
Всего хватает — 4 ответа
-
Затрудняюсь ответить — 2 ответа
-
Бухгалтерский учет — 1 ответ
-
Развитие творческого и духовного потенциала личности подчиненных — 3 ответа
-
Индивидуально разработанных программ — 4 ответа
-
Коучинг и совмещение «коучинг в тренинге» — 5 ответа
-
Дистанционного обучения — 2 ответа
-
Посттренинговых программ (сопровождения действия и доведение до результата) — 3 отзыва
-
Более глубоких программ — 2 ответа
-
Более комплексных программ — 1 ответа
-
Проектных мастерских — 1 ответа
-
Понятно описанных программ с четкими математическими критериями эффективности и фиксацией результата — 3 ответа
-
Краткосрочных программ — 1 ответа
-
Больше встреч с бизнес-гуру — 1 ответ
Я долго думал, как структурировать эту информацию и решил пойти следующим путем. Я выявил ценности, которые были затронуты в этих ответах, и вот что получилось. Сразу скажу, что здесь я не претендую на истину в последней инстанции и любой может по-другому интерпретировать полученный ответы.
Затронутые ценности: экономия времени (3 ответа), глубина и широта (4 ответа), индивидуальный и длительный подход (16 ответов), узкая специализация (1 ответ).
Для чистоты исследования необходимо привести следующие данные.
Участники исследования |
|
% |
Респондентов |
HR-специалист |
|
42,3% |
22 |
Руководитель среднего звена |
|
30,8% |
16 |
Топ-менеджер |
|
26,9% |
14 |
|
|
|
всего: 52 |
Для кого проводится обучение в вашей компании?
Ответ |
|
% |
Респондентов |
Рядовой персонал |
|
84,3% |
43 |
Руководители среднего звена |
|
78,4% |
40 |
Топ-менеджеры |
|
56,9% |
29 |
|
|
|
всего: 51 |
Какие выводы можно сделать после этого исследования? Я предлагаю свой вариант.
ВЫВОДЫ:
-
Удовлетворенность результатами корпоративного обучения в среднем равна 62%.
-
Основные вопросы, которые надо решить каждой компании:
«Как вовлечь сотрудников в решение задач компании?»
«Как оценить профессионализм тренера?»
«Как грамотно оценить изменение поведения на рабочем месте после обучения?»
-
Основной вопрос, который надо решить тренерам:
«Как на потоке создавать уникальные программы под конкретный бизнес?»
-
Тренд по запросам:
индивидуальный подход и доведение до результата.
-
Главный критерий в оценке обучения:
изменение поведения на рабочем месте после обучения.
-
Самые эффективные формы обучения и развития компании:
наставничество,
командный и индивидуальный коучинг,
посттренинговое сопровождение до результата.
Я для себя сделал выбор и активно работаю по технологиям коучинга. Именно коучинг при правильном его использовании позволяет удовлетворить всем вышеперечисленным условиям. В дальнейшем я намерен проводить подобные исследования и искать наиболее действенные методы повышения уровня удовлетворенности от корпоративного обучения. Приглашаю всех заинтересованных бизнесменов присоединиться!
г. Екатеринбург, 2014 г.
Константин Лушников, персональный и командный коуч