Честный персонал уходит из «серых» компаний

Автор: Юлия Довжик, бизнес-тренер

В современном российском мире проблема борьбы с откатами и коррупционными схемами в последние годы стала весьма актуальной, так как идет переориентация внутреннего рынка на современный мировой. В основном данная проблема актуальна в компаниях старой формации, где нет четко прописанных корпоративных программ лояльности клиентов, где отсутствует внутренняя клиентоориентированность и нет необходимой слаженности работы отделов, где сделка является «менеджероцентрированной», а все решения принимаются одним человеком, где отсутствует четкое ценообразование, в компаниях с «обсуждаемыми вариантами». Прежде всего, такие компании изживают себя на современном рынке по причине низкой маржинальности, так как доходы в них значительно снижены. В таких компаниях «выживают», а не развиваются. Конечно, «беловоротничковая преступность» в них преобладает как система материальной мотивации — персоналу «нужно как-то жить».

Основной проблемой управления в такой компании является в первую очередь отсутствие должных управленческих функций. Соглашусь с автором, что подбор персонала осуществляется методом «себе подобных», так как «честный» персонал уходит по причине низкой заработной платы. Низкая маржинальность самой компании может привести к ее банкротству. Это, конечно, не выгодно владельцам, потому они «выживают как могут», стремясь перестроить компанию на новый, прогрессивно развивающий лад и искоренить уже устаревшею систему откатов и коррупционных схем получения побочной прибыли.

Система откатов также претерпела ряд изменений: в прошлом, конечно, приобретали «живые деньги», но в погоне за сокрытием коррупционеры стали более изысканными и принимают «подарки», тем самым оставаясь внешне чистыми. Такая схема работы напоминает современный подход, борьба с такими дельцами также требует применения иных мер. Зарубежный опыт позволяет нам скорректировать систему работы и адаптировать под современную российскую рыночную реальность.

В основном данные типы схем работают в верхах компаний, особенно это важно для компаний-подрядчиков, работающих на тендеры, система «подарков» удобна, в связи с чем весьма изощренными должны быть и методы борьбы с ними, так как выявить коррупционеров при таких методах весьма нелегко — они часто неуловимы и ненаказуемы, а тем временем компания не получает своей прибыли.

Автором статьи затронут ряд важнейших проблем, таких, как изменение корпоративной культуры, создание понятных и прозрачных целей в компании, понятной и простой системы ведения клиентов, грамотной работы сопровождения. Все указанные методы являются важнейшими в системе борьбы с коррупционными схемами и откатами. Чем выше прозрачность бизнес-процессов, тем ниже возможность возникновения схем получения «побочного дохода» сотрудниками компании.

Соглашусь с автором в том, что любого рода культура является программированием сознания персонала и внедрением в корпоративную культуру элементов, говорящих об откатах как о преступном и наказуемом явлении в компании. Это в свою очередь помогает сформировать групповую убежденность в неправомерности использования данных методов в своей системе работы. Конечно, внедрение корпоративного кодекса решит эту проблему достаточно быстро и радикально. Изначально такие нововведения в компании могут привести к недовольству и уходу ряда сотрудников, в том числе и ключевых. Но чем выше приверженность новым корпоративным стандартам, тем выше уровень компании. Смена персонала в данном контексте является оздоравливающей мерой и повысит HR-бренд компании.

Второй шаг, позволяющий оптимизировать потери компании, это организация грамотного взаимодействия между структурными подразделениями и внедрение инновационных систем (CRM-системы) электронного сопровождения сделки, где каждый этап на виду. Владельцам компаний или руководителям стоит продумать грамотную ценовую политику и утвердить ее как аксиому. Данные меры резко снизят беловоротничковую преступность в компании, так как система сделки становится прозрачной и легко контролируемой и не требует дополнительных мер по утверждению цены.

Третий шаг, позволяющий снизить систему коррупционных схем и откатов, это внедрение прозрачности системы материального поощрения (KPI и других систем премирования) и внедрение нематериальной мотивации в компании как элемента корпоративной культуры. Чем проще и понятнее для сотрудников система материального поощрении, чем прозрачнее доходы коллег, тем меньше возникает необходимости получения прибыли незаконным путем, тем самым обнаруживая себя. Нематериальная мотивация — это мощный инструментарий со стороны компании, позволяющий получить «внутреннею прибыль» для каждого сотрудника (повышение по службе, материальный подарок, дополнительную премию и т. д.), к тому же она включает соревновательный момент, что, как указано в статье, присуще нашим «беловоротничковым преступникам». Мы переориентируем их убежденность в пользу доходов компании, так как все при таком раскладе все равно получат желаемую личную, но уже легальную, прибыль.

Самый мощный инструмент в борьбе с откатами — это системность бизнес-процессов, согласованность действий в отделах, позволяющих говорить о внутренней клиентоориентированности, а также прозрачность ведения сделки.

Организация процесса получения услуг (товара) выстраивается в соответствии с грамотной постановкой целей и задач и распределяется между основными отделами компании. Такая организация бизнес-процессов также оптимизирует процесс работы компании в целом, так как основная прибыль компании перераспределяется между сотрудниками. Внутренний контроль является не менее мощным регулятором системы борьбы с коррупционными схемами и откатами.

Еще одним мощнейшим инструментом в борьбе с откатами в организациях является система постановки грамотных целей и задач, а также система управления контролем выполнения целей и задач на различных уровнях их выполнения. Особенно это видно при ведении сделки в CRM-системе. Грамотный управленец всегда видит и может корректировать ведение сделки тем или иным менеджером. В ряде компаний, особенно крупных, система ведения сделок разбивается на различные отделы, что тоже является мощнейшим инструментом в борьбе с коррупционными схемами внутри компании. После завершения сделки дальнейшая работа переходит в другое подразделение, что также позволяет снизить «менеджероцентрованность» в работе с клиентом и минимизирует получение «побочной» прибыли менеджером в компании.

Внутренняя клиентоориентированность позволяет оптимизировать полностью систему работы компании в реализации качественных услуг для своих клиентов. Под внутренней клиентоориентированностью мы понимаем не только согласованность работы отделов и внутреннюю мотивацию сотрудников, но и основную корректировку деятельности компании в реализации ее основных целей. Автором статьи данный процесс был назван «мониторингом рынка». Мы же назовем это системной корректировкой деятельности компании в реализации противокоррупционных действий сотрудников.

Внешний мониторинг позволяет нам выявить систему эффективной деятельности в конкурентной среде, грамотная ценовая и маркетинговая политика в целом позволит компании продвигаться более эффективно на рынке и, соответственно, быть более востребованной. Востребованные компании достаточно маржинальны, и именно в компаниях с прозрачностью системы коррупционные схемы не приживаются, так как легальный доход менеджеров достигается значительно быстрее, чем при схеме с откатами.

Итак, по моему мнению, в современном мире выживают компании с более прозрачной и простой системой управления. Таким компаниям, которые лишают недобросовестных работников нелегальной прибыли, проще работать честно и грамотно. На наш взгляд, откаты и коррупционные схемы в бизнес-процессах в современных компаниях постепенно изживают себя, и построение системных организаций в скором времени позволит значительно снизить ценность откатов в рыночной системе России.

Юлия Довжик — известный бизнес-тренер.