Безработным топам посвящается

Автор: Виктория Чердакова, ООО «Агентство «Ваш Статус»

Как сказал Шекспир, «Вдвойне несчастен тот, кто в дни печали про сладостные вспоминает времена».

Эти мысли навеяны пятнадцатью годами собеседований с очень квалифицированными руководителями, которые владеют прекрасным набором навыков, а продать себя не могут по несколько месяцев. Мучаются сами и мучают нас, вызывая смесь сочувствия и раздражения. Но слушать наши рекомендации в процессе трудоустройства не хотят.

Статья обидная. Поэтому слабонервным просьба удалиться.

Итак, представьте (а кому-то и представлять не надо), что вы — крупный руководитель...

Уважаемый топ!

У вас были хорошие времена? Забудьте о них. Сейчас вы в роли безработного.

Ответьте на несколько вопросов

  • Вы достигли большой должности?

  • К вашему мнению прислушивались много лет?

  • Вы принимали решения о развитии, найме и увольнениях?

  • Это здорово. А что теперь? Вдруг остались не удел? И уже который месяц, непонятно почему все собственники города не дерутся между собой за право причислить вас к штату именно своей компании?

Вот, казалось бы, обнаружили в Интернете вакансию, где в требованиях просто профессиональный портрет с вас списали! Выслали туда свое резюме, и... как в бездонную яму. Вы, конечно, думали, что они должны бы вас поуговаривать, а вы, конечно, посопротивляетесь, все взвесите, соответствуют ли они званию работодателя, достойного вас. Но этого нет. А причину отказа узнать хочется. И вы звоните. На том конце провода вежливо отвечают, что резюме ваше пришло, вашу кандидатуру рассматривают и обязательно перезвонят. И… не звонят. Странно…

Или наоборот. Вам не вежливо сказали, а просто рявкнули, что, мол, много вас, таких директоров, ходит тут. И каждому должность подавай! Неприятно. Вы давно уже отвыкли от такого вот обращения.

Проходит месяц, другой... пятый. Нет, голодная смерть вам не грозит. Денег внукам, может быть, не хватит, а вот детям наверняка. Но жена уже как-то косо на вас смотрит, и дети с гордостью перед друзьями не хвастаются. И вы даже готовы заплатить собственные деньги этим напыщенным рекрутерам, лишь бы узнать причину своей невостребованности.

Великий психотерапевт Франкл в свое время сказал: «Во время кризиса работу теряют невротики. Они именно этим теперь могут объяснить все свои неудачи...»

Вот данные весьма банальной статистики

Все рекрутеры знают, что более 80% руководителей, вне зависимости от пола, возраста, национальности, более трех месяцев ищущие работу, — существа нежные, обидчивые и ранимые. А поэтому более чем неадекватные на многих собеседованиях. Они любят, чтобы вокруг них на кривой козе скакали, пели дифирамбы и вспоминали об их былой важности.

Все рекрутеры знают, что более 80% руководителей, вне зависимости от пола, возраста, национальности, на вопрос: «Ваши профессиональные планы через 40 лет?» зависают на несколько минут с непонятным выражением на лице.

И поэтому все рекрутеры знают, что более 80% руководителей, вне зависимости от пола, возраста, национальности, «вдруг» оставшиеся без работы, в среднем находят ее через 6-12 месяцев. Причем часто хватаются абы за что, измученные отсутствием предложений и отказами. Или начинают собственное дело неподготовленными как бизнесмены и измотанными психологически. И в результате благополучно валят его.

Вопрос к вам. А к какой статистике вы принадлежите? К этой самой, банальной? Тогда не стоит читать дальше. Дальше еще обиднее.

Если вы принадлежите к этой статистике, ваши возражения нам наперед известны. Что точно так же, как и большинство кандидатов, к себе на предприятие вы в свое время старались не брать старше 45 лет, точно так же вы думаете о себе, что все самое лучшее у вас в жизни уже было. Что теперь думать о чем-то большом уже поздно. И надо только «доживать» после пятидесяти. Какие же у вас могут быть планы на 40 лет? Слушать все это скучно и бесперспективно. Скакать перед вами нам есть нужда, только если мы можем сию секунду куда-то вас продать. Это бывает не часто, уж извините за циничность. Только в эти моменты мы с удовольствием и поскачем, и подстроимся под вашу банальщину.

Если вы принадлежите к этой статистике, ваш удел к 70 годам, сидя с себе подобными во дворе, забивать доминошного козла (или похуже — осушать рюмку), критиковать правительство и роптать на то, что в ваши времена и молодежь была лучше, и вода мокрее. Мысль совершенно «новая». Или, лузгая семечки на лавочке в компании однозубых старушек, обсуждать все последние новости из личной жизни соседей (своей-то ведь нет), рассматривать нецеломудренные наряды молодых девчонок из подъезда и возмущаться, куда катится наш мир. Хотите этого? Не хотите?

Тогда если вы не принадлежите к этой статистике, может быть, и не надо в нее скатываться? Может быть, вы вспомните, что вы можете не только пользоваться случаем, когда фортуна к вам благоволит, а можете еще и держать удар в моменты собственного штиля? Так же, как когда-то умели выводить свои предприятия из сложных ситуаций. И все-таки начнете строить долгосрочные планы сейчас, когда уже петух жареный клюнул?

Хочу привести два примера жизненной стратегии.

Пример первый. Банальный. Директор крупного производства, являющегося нашим клиентом, попросил помочь в трудоустройстве его хорошего друга. Я сказала, что пусть его друг меня наберет по телефону в определенное время. Смог набрать меня он в иное время, когда я была в роуминге и проводила семинар в другом городе. Поэтому на мое пожелание перезвонить в понедельник после обеда он обиделся. Но потом все-таки перезвонил. И начал с претензиями в голосе возмущаться, почему я не ответила ему в тот момент, когда ему удобно было говорить? Ведь о нем, как о руководителе с массой регалий, специально попросили? И кто попросил! Вот какой у нас состоялся диалог:

  1. — Я могу у вас спросить? Вы хотите рассказать мне, какой вы хороший, или узнать, почему вас на работу не берут?

  2. — Вы кто такая? Вы знаете, какую должность я занимал? Я понял, что вы можете помочь с поиском работы! Вы можете мне помочь?

  3. — Скорее всего, не могу. Я вашу должность не занимала. Я другую занимаю. И, кстати, в работе сейчас не нуждаюсь, а вы хотите, чтобы я вас рассмотрела на вакансию. И результат вашего трудоустройства будет уже не от меня зависеть, а от вас. А как вы думаете — куда вы звоните?

  4. — Я звоню туда, куда мне рекомендовали и обещали, что вы мне найдете работу!

  5. — Вас обманули. Мы — рекрутеры. Деньги берем с работодателей и гарантии несем перед работодателями в том, что кандидат справится с работой. С вас мы денег не берем и гарантий не несем. И, собственно, мы вас не искали и даже без вас жили хорошо. Если я верно поняла, то в данный момент это мы вам нужны?

  6. — Верно (уже чуть потише). Ну так что?

  7. — Если вы считаете, что вы один такой замечательный среди руководителей, то я хочу вас разочаровать. Не один. И даже не входите в сотню. У нас резюме подобных вашему — горы.

  8. — И что вы этим хотите сказать? Что мне работу найти невозможно?

  9. — Невозможно. При таком подходе, какой вы мне сейчас демонстрируете, точно невозможно. И даже разговаривать с вами особо не хочется, не то что на работу брать. Хотя набор навыков у вас такой, что позавидуют многие. Если бы вы изменили свой подход, что вам все должны, и обучились бы у нас технике ведения переговоров о работе... Но вам же это не надо, верно?

  10. — А что за техника?

С помощью этого диалога мне удалось затянуть его на семинар, т.к. в двух словах рассказать, как исправить ему свои действия, нельзя. К сожалению, с ним и за два дня удалось не на много больше. В чем причина отказов ему на вакансии уже полгода? Общаться с рядовыми кадровиками он считает «не царским» делом. И в обход их пытается пробиться к первым лицам. И мне, кстати, тоже продемонстрировал, что я ниже его — ведь я посредник, тогда как сам же за помощью обратился. Хотите или нет, уважаемые топы, но даже если кадровики и рекрутеры в компаниях и десятой частью ваших навыков не обладают, не стоит им это демонстрировать. А лучше вести себя с ними как с вашим начальником во временном проекте под названием «Трудоустройство в компанию Х». Все-таки они — ваш пропускной пункт к руководству.

Пример второй. Небанальный. В который, в силу своего банального мышления, банальное большинство топов не верит. Тогда как по нашему мнению, это и есть норма для каждого. И особенно для тех, чьи способности таковы, что они смогли уже добиться больших высот на руководящих должностях. То есть именно ваши, уважаемый топ, неординарные и небанальные способности.

Я летела из Ростова в Красноярск проводить семинар. Соседом в салоне самолета оказался дед. Я открыла ноутбук и готовилась к семинару. Заметила, что он подглядывает, что же я делаю. Мы разговорились. Кто же он был? Деду оказалось 82 года. Дед — главный инженер на одном из Красноярских заводов. Дед на данный момент — один из лучших в мире специалистов на стыке физики и химии. Дедовская зарплата — одна из самых больших не только на заводе, но и в Красноярске. И с учетом того, что в советские времена стаж начислялся с момента учебы в вузе и производственной практики, стаж деда — 65 лет на одном месте. Летел он с одного из Ростовских заводов из производственной командировки вместе с тремя подмастерьями. Одному из подмастерий было 30, второму 35, а третьему 50 лет. Думаю, что третий подмастерье считал, что ему «уже поздно» строить какие-то планы. Еще пару штрихов к портрету данного высококвалифицированного и умного мужчины, которого дедом, вообще-то, назвать язык не поворачивается. Свободный английский. По всему миру летает на конференции. И по результатам работы службы персонала его завода на умение устанавливать контакты с коллегами, которая проводится методом опроса сослуживцев, он сказал так: «Вы знаете, мне уже неудобно, но я третий год — лучший». Впечатляет?

Почему же у этого человека все так? Потому что и в 82 года он продолжает строить долгосрочные планы! И действовать в их направлении, а не складывать лапки от безысходности.

Разрешите вопрос напоследок?

Теперь, после того как я от лица рекрутеров налила вам столько яду, как вы считаете, как мы к вам относимся? Грубо и пренебрежительно, обрывая вас, как вам кажется, на уникальном рассказе во время собеседования, тогда как таких рассказов мы ежедневно слышим десятки? Или уважительно? Как к сильному человеку, уже добившемуся больших результатов и обладающему еще бОльшими запасами нереализованного потенциала? Как к человеку, с которым не нужны общевежливые фразы, а нужна конкретная помощь? Как ко второму.

Если бы мы думали, что вам и на самом деле «поздно», уверяю, мы — не садисты. Вели бы себя культурно и старались не задевать за живое. Но я уверена, что я вас не обидела, так как даже если вы и попали в эти обстоятельства, то можете их изменить! Почему? Тот же Виктор Франкл писал: «Здоровый человек тоже может потерять работу, но он не снижает своей активности (учеба, переквалификация) и поступает как спортсмен, которого исключили из команды — продолжает тренироваться, ибо понимает, что из формы выходить нельзя». И как доказательство, что вы здоровые люди, вы ищите пути выхода, и даже дочитали эти гадости до конца!

Хотите вернуть хорошие времена? Забудьте про свою гордость! Попробуйте начать действовать так, будто вам еще осталось минимум лет 100 продуктивной жизни! И какая разница, сколько лет на самом деле? До 70 лет, как мы привыкли думать, или до 150*, как считает большинство ученых, рассчитывая прочность человеческого организма? Главное КАК мы их проведем. И если не будете торопиться, но и не станете останавливаться, то результат придет.

Давайте не будем вспоминать, какими вы были! Давайте устраиваться теперь, таким, какой вы есть!

*

По одним данным ученых-физиологов человеческий организм рассчитан на 150 лет, по другим на 250 лет. В Древней Греции Демокрит жил до 110 лет, Пифагор до 109 лет, как и многие другие философы. И не «доживали», а творили, были продуктивны и имели хороший секс. Средняя продолжительность воина в Спарте (если его не убивали в войне) была 105 лет. Первую офицерскую должность получали не ранее 50 лет. Невротические же причины, почему так не получается у большинства, описаны во многих книгах М. Литвака. (Прим. Чердакова В.)

Виктория Чердакова, ООО «Агентство «Ваш Статус»