Бизнес — одно сплошное изменение

Автор: Эдуард Остроброд, SELA

Первая причина увольнения топов, называемая в статье, — плохое управление изменениями. Я считаю, что бизнес — это одно сплошное изменение. Тот, кто не меняется, умирает. И это доказали нам еще динозавры. Компания, которая постоянно делает одно и то же, обречена. Если она, конечно, не монополист. А если есть конкуренция, то изменится кто-то другой, за счет этого статичная компания начнет терять позиции. Дальше вопрос времени. Чем быстрее у нас развиваются технологии, тем меньше времени можно находиться в статусе утери позиций. Все сейчас происходит намного быстрее. Раньше посылка или письмо шли две недели. Сейчас СМС идет одну секунду. И реакция на изменения должна быть такой же быстрой, как и сами изменения.

Управлять изменениями — это базовая функция любого управленца. Человек с первого дня начинает управлять изменениями. Если он не может ими управлять, то его не надо брать даже на испытательный срок. Потому что его первое задание — это проанализировать сегодняшнюю ситуацию в бизнесе и предложить свои корректировки, инновации. Новый руководитель всегда наводит свои порядки. Сам факт его прихода — это уже первые изменения. Так что уметь управлять изменениями — это основа всех основ.

Вторая причина увольнения топа, согласно материалу, заключается в незнании своего покупателя. Но его всегда можно узнать — в этом не проблемы. Если можно научиться, научись. Например, компания берет директора по продажам. Он говорит: «Я раньше занимался женской косметикой. И мне потребуется какое-то время, чтобы выучить рынок мужской косметики». Если человек отдает себе в этом отчет, — какие сроки ему понадобятся, и он действительно за эти сроки погружается в рынок, то он будет эффективен. Это одно из самых важных качеств — умение учиться самостоятельно. Потому что мы постоянно учимся. Завтра выйдет новая программа для управления процессами, товарами, а послезавтра — новая технология. Три года назад люди не умели пользоваться Вотсапом, а сейчас общаются, группы открывают, информационные каналы. Это делают люди, которые умеют учиться. А некоторые, как ходили с Нокиа-3110, так и ходят. Ко мне даже на собеседование такой приходил.

Третья причина увольнения топасокрытие плохих показателей или нежелание видеть реальную обстановку. Это зависит от лидера компании. Если тому, кто приносит плохие новости, отрубают голову, как в старые времена, то это инстинкт самосохранения, а не потребность в результатах. А если руководитель подставит руку помощи, объяснит, как решить проблему, а топ все равно заметает все под ковер, то это лень. Проще не сказать горькую правду — а вдруг пронесет? Нежели рассказать, и все сейчас начнут резко работать. Это зависит от руководителя.

Четвертая причина увольнений — много слов, мало дела. Некоторые люди умеют активно, эффективно общаться, продвигать себя и компанию. Но для них есть соответствующие позиции, например, менеджер по продажам или спикер компании. Не нужно давать людям, которые умеют хорошо общаться и продавать, выполнять другие функции. Эта функция в некоторых направлениях является главной, и за нее платят хорошие деньги. Такая ситуация — нанять неэффективного топа, неспособного давать результат, — ошибка HR, который поручил человеку совершенно не подходящие ему функции.

Еще одна причина увольнения управленца — отсутствие желания и мотивации предпринимать дополнительные усилия, если в целом и так все хорошо. Это вообще человеческая сущность. Задача высшего руководства — периодически стрессовать топ-менеджмент, создавая им дополнительные зоны роста для компании: «Да, мы выросли на 30%, но почему не на 50%? Наши конкуренты выросли на 50%. Вы на дне!»

В исследовании говорится, что «нельзя забывать и про скандалы, которые накладывают тень на честь и достоинство топ-менеджера, что косвенно проецируется на общий имидж компании. В таком случае увольнение — это своего рода вынужденная мера, продиктованная необходимостью поддержания доброго имени и положительной репутации компании в глазах общественности». Конфликтный сотрудник — это человек, который не справился с регулированием ситуации. Конфликт возникает не с первого дня. Причин может быть масса — один скрыл информацию, другой пустил сплетню, третий отомстил, четвертый создал заговор, пятый подставил и так далее. Это история по нарастающей. Если топ не в состоянии загладить ситуацию в зародыше, а, наоборот, потихоньку подкидывает щепки в огонь, то это мелочная черта характера. Для топов она неприемлема. Хороший топ — этот такой руководитель, для которого интересы компании всегда превалируют над личными амбициями и эмоциями. В нашей компании такие люди всегда востребованы.

Подготовила Елена Плужникова.

Эдуард Остроброд, вице-президент корпорации SELA.