Когда роботизация лишит нас работы?

Автор: Сергей Черкасов

На мир надвигается роботизация.

Пожалуй, в этом уверены все, и вопрос будет или не будет уже не стоит. Вместо этого ученые и эксперты задаются вопросом «когда?». Когда робот заменит человека и заберет у него 50, 70, 80% рабочих мест?

Билл Гейтс недавно заявил, что «Программная замена человеческих профессий, будь то водитель, официант или медсестра, уже грядет. Со временем технологии уменьшат число вакансий на многие рабочие места, особенно в неквалифицированных сферах. Через 20 лет спрос во многих сферах рынка труда станет ниже».

Билл с возрастом стал осторожнее и не дает прямой оценки состояния рыка труда через два десятилетия. Раньше он был гораздо менее сдержан. Как-то в 2004 году он пообещал, что «Через два года о спаме никто и не вспомнит».

Еще больше людей интересует, что станет потом? Что ждет нас за горизонтом роботизации? Киберфеодолизм? Коммунистический рай? Крушение цивилизации?

Я бы не заглядывал так далеко и не гадал, когда наступит момент Х. Проблема в том, что конкретно на каждом из нас последствия роботизации могут сказаться уже сейчас, задолго до того, как истекут эти 20 лет.

В качестве примера давайте мельком глянем на одну из прошедших технологических революций.

Никто не скажет, что в 60-е годы рабочий завода жил плохо. В странах Запада такие люди формировали средний класс, в социалистических странах являлись представителями одной из самых уважаемых профессий.

А вот в начале века рабочие европейских заводов вынуждены были арендовать койко-место вдвоем по принципу «пока один спит, другой на смене».

В перспективе индустриализация сделала жизнь человека комфортнее, что мы и ощущаем сегодня, но кому-то для этого пришлось пострадать.

Не думаю, что процесс роботизации будет менее трагичным, хоть и гораздо более быстротечным, что радует.

Юный и еще не родившийся искусственный интеллект уже ждут тысячи виртуальных вагонеток, к которым ему судьба быть прикованным вместо нас.

Суть проблемы

Для того чтобы конкретный человек, например вы, начал испытывать негативные последствия роботизации, не нужно дожидаться, когда этот процесс станет проблемой всего человечества.

Многие слышали о великолепном успехе компании Changying Precision Technology Company, где уволили 650 человек с фабрики по производству смартфонов и заменили их роботами. В результате производительность труда повысилась на 250%, а количество бракованных изделий снизилось с 25% до 5%. Теперь на фабрике работает только 60 сотрудников, занимающихся обслуживанием роботов, и тех хотят сократить до 20 человек.

Казалось бы, какое до этого дело человеку, работающему на соседней фабрике по производству смартфонов другой компании? Никакого, пока бывший сотрудник Changying Precision Technology Company не придет на порог к его начальству и не продемонстрирует гораздо более высокую квалификацию.

Чем больше толпа стоящих за дверями людей, желающих занять ваше место, тем больше у работодателя искушение начать снижать зарплату и повышать план по работе.

В том же китайском Дунгуане потерявшие работу граждане уже проводят митинги, но кому есть до этого дело?

Россия не в мейнстриме

Когда эксперты говорят о России и роботизации, они обычно указывают на то, что наша страна слишком инертная, закостеневшая для столь передовых процессов, поэтому нам еще рано думать о таких вещах, как роботизация.

В качестве аргумента приводят два основных сдерживающих фактора:

пассивность крупного бизнеса, чьи запросы и являются основной движущей силой развития технологий роботизации;

медлительность государства, которое должно создать благоприятную среду для перемещения передовых технологий. Например, необходимо принять в законодательство соответствующие поправки, регулирующие отношения робота и человека. Ну а нашим медлительным и ленивым чиновникам и депутатам потребуются десятилетия для того, чтобы понять необходимость таких поправок, и еще столько же, чтобы их принять.

Так что расходимся, ничего не будет.

В таких случаях я всегда вспоминаю совет, данный Генри Форду президентом Мичиганского банка: «Лошади будут всегда, а автомобили — лишь временная причуда».

Меж тем, недавно председатель Государственной думы Российской Федерации Вячеслав Володин сообщил, что Госдума займется проработкой законов, регулирующих отношения между человеком и роботом. Россия станет одной из первых стран, что примет законы из области робототехники. А к 2022 году это будет сделано во всем мире повсеместно.

Так что этого можно опасается, можно гордиться, а можно и не верить, но Россия держит руку на мировом пульсе.

Что же касается претензий к крупному бизнесу, то на дворе уже давно не 2007 год, и российский бизнес либо научился считать деньги и быстро реагировать на изменения условий, либо приказал долго жить.

Кстати, о бизнесе

Клиенты Ростелекома, пожалуй, уже давно привыкли, что при звонке на горячую линию они сначала попадают на робота, который уже после короткого разговора переключает вас на соответствующего специалиста. Но вы знаете, я был удивлен, когда этот робот сегодня позвонил мне.

Санкт-Петербургские специалисты в конце прошлого года запустили робота-рекрутера по имени Вера. Она может находить резюме соискателей в Интернете, отбирать нужные, обзванивать наиболее подходящих кандидатов и даже проводить видеособеседования с самыми удачливыми.

На самом деле Вера пока глуповата, но я недавно имел несчастье искать работу, и Вера оказалась более профессиональной, чем большинство рекрутеров, с которыми я сталкивался.

Еще в 2016 году Сбербанк запустил робота-юриста, который пишет исковые заявления на должников. В результате в этом году в компании освободится 3 тыс. мест юристов.

У нас, конечно, не Китай, поэтому Сбербанк не станет шокировать рынок труда одновременным впрыском такого количества новых безработных. Работникам предложат программы переобучения, и лишь те, кто не смогут или не захотят их проходить, постепенно будут освобождаться от исполнения своих обязанностей. Текучка в Сбербанке серьезная, поэтому со стороны процесс, возможно, будет и незаметен.

Три тысячи человек для компании в триста тридцать тысяч сотрудников — это, конечно, немного. Но Герман Греф обещал завести и других роботов, которые в течение ближайших пяти лет заменят десятки тысяч рабочих мест.

Первые на очереди

Мало кто задумывался, но когда вы в приложении «Яндекс такси» заказываете авто, ближайший от вас свободный водитель получает информацию об адресе автоматически, без действия оператора. Эта интеллектуальная система — тоже робот.

Когда летом прошлого года в Сингапуре запустили в тестовом режиме беспилотное такси, я начал спрашивать у российских таксистов, не собираются ли они менять род деятельности. Мне обычно отвечали, что в Россию такие новшества придут только лет через десять и у них полно времени, чтобы подготовиться.

Меж тем, Яндекс уже несколько лет разрабатывает свое беспилотное такси в сотрудничестве с КамАЗом, который, в свою очередь, с 2015 года самостоятельно работает над созданием беспилотного самосвала.

Мэрия Москвы недавно заверила, что первые беспилотные автомобили краткосрочной аренды появятся уже в этом году. Они будут иметь ручное и беспилотное управление, поэтому я не вижу повода сомневаться в возможностях реализации этого замысла.

Гражданские беспилотные технологии находятся на заметке у самого президента России:

«В рамках технологической инициативы у нас предусматриваются меры поддержки развития и беспилотной мобильной техники. На первом этапе мы планируем сделать несколько пилотных проектов, чтобы эти аппараты могли использовать на закрытых территориях — для проектной эксплуатации, например, закрытые торговые зоны, производственные зоны».

Так что со стороны государства препонов развитию беспилотного транспорта не будет. Поэтому даже если отечественные разработчики подведут, их место на будущем рынке с удовольствием займут такие гиганты, как Toyota, Volvo, Volkswagen, Daimler, General Motors, BMW, которые, в свою очередь, тоже создают беспилотные технологии.

Но я думаю, что именно у России есть все шансы стать одним из лидеров разработки беспилотных автомобилей. Скоро у нас закончится основной этап перевооружения армии, и раздобревшие на госзаказах концерны пойдут искать заработки на гражданской ниве. Ну а опыта в создании роботизированных и беспилотных систем у наших военных более чем достаточно.

Дешевые и проверенные беспилотные автомобили начнут быстро вытеснять классические транспортные средства с водителями. Под угрозой как водители такси, так и маршруток и промышленных грузовиков, а также дальнобойщики.

Кадры больше не решают

Когда речь идет о роботизации, многие привыкли думать, что проблемы коснутся в первую очередь работников низкоквалифицированного труда и пройдут мимо руководителей.

Однако у меня плохие новости.

Роботы могут взять на себя всю работу, поддающуюся алгоритмизации.

Юристов в компаниях станет меньше, но профессия, конечно, никуда не денется — в суд робота не скоро пустят.

Кадровикам придется хуже: сделать выбор между 3–4 кандидатами, выбранными роботом, сможет и непосредственный начальник, а документооборот и сейчас нередко берут на себя бухгалтеры.

Рабочим на заводах, особенно тем, что стоят за конвейерной лентой, стоит однозначно задуматься о своем будущем.

Продавцы-консультанты превратятся в раритеты, едва искусственный интеллект научится нормально общаться с человеком, и, быть может, мы даже начнем скучать по подбегающим мальчикам и девочкам «что вам подсказать?».

Не пощадит прогресс различных копирайтеров и журналистов — если нейросети умеют дорисовывать картины, то уж явно скоро научатся сносно переписывать новости вслед за РИА Новости и ТАСС, а чуть позже и звонить спикерам.

У руководителей, несмотря на то, что их заменить роботам не удастся, впереди не лучшие времена. Вслед за исчезновением коллективов, будут исчезать и их начальники. Там, где был кадровый отдел, теперь нужен только один специалист. Там, где трудились три сотни рабочих, работали и два десятка мастеров и начальники смен, и они тоже потеряли свою работу. Ну и так далее.

В зоне безопасности

Спокойно себя могут чувствовать врачи.

Каких бы хитрых аппаратов диагностики или лечения люди ни придумали, подле них все равно всегда будет находиться медицинский работник. Соответственно, чем больше будет таких аппаратов, тем больше будет требоваться узких специалистов типа нынешних рентгенологов или УЗИ-врачей. Правда, в среднесрочной перспективе это не относится к медсестрам, роботизированную замену которым уже начали тестировать в некоторых больницах.

Таланты педагогов поддаются замене еще меньше, чем таланты врачей. Если когда-нибудь учить подрастающее поколение начнут роботы, а не люди, это будет означать конец человечества, каким мы его знаем.

Сотрудники правоохранительных организаций тоже могут чувствовать себя незаменимыми. Со временем у них могут появиться даже младшие роботы-напарники, но люди в глубине души слишком большие ксенофобы, чтобы делегировать полицейские функции кому-то, кто так сильно отличается от них самих. Каждый из нас, несмотря ни на какие недостатки полиции, не готов отдать оружие в руки тому, что подчиняется алгоритмам, а не чувству сострадания и справедливости.

Понятное дело, будет расти потребность в работниках IT-сферы и инженерах, обеспечивающих работоспособность новых умных систем и аппаратов. Однако не стоит забывать, что роботы скоро научатся писать простой программный код и посредственные программисты могут потерять работу так же, как и работники других сфер.

Кроме того, в зоне безопасности представители всех околотворческих профессий, предполагающих креативность или создание чего-либо принципиально нового, а также те, чья работа с трудом поддается алгоритмизации.

Мораль

Перспективу двадцати — тридцати лет оставим футурологам. К тому времени многие профессии исчезнут и, быть может, общество так изменится, что это не будет иметь никакого значения.

В ближайшей же перспективе нас ждет постепенное ужесточение конкуренции на рынке труда, которая в той или иной степени коснется почти всех.

Старт ей будет дан как только начнут появляться первые законодательные акты, регулирующие отношения роботов и людей.

И коль будущее неотвратимо, мы можем только подготовиться к его вызовам.

Сергей Черкасов