О разглашении коммерческой тайны

Автор: Владимир Алистархов

Если же говорить о целенаправленной работе сторонних организаций или граждан с целью заполучить коммерческую тайну, то сохранить от них такую тайну очень и очень сложно.

Возьмем, к примеру, всем известную Wikiliks.

Указанная некоммерческая организация публикует сведения, добытые из анонимных источников, или использует утечку информации и т.д. О законности добычи сведений Wikiliks и речи быть не может (вероятно, на этот счет есть и другое мнение), но однозначно можно утверждать, что те, кто предоставляет Wikiliks сведения, при желании похитят любую коммерческую тайну в обычных компаниях, если уж они с легкостью получают сведения из «хранилищ» ЦРУ.

О чем можно говорить, когда в подавляющем большинстве случаев охраняемую законом тайну можно найти в мусорных корзинах большинства современных офисов в конце рабочего дня.

Огромная масса документов в разорванном виде направляется работниками в корзины, при этом работодатель не беспокоится даже о шредерах, после использования которых нельзя прочитать уничтоженные документы.

Примерно такая же ситуация в большинстве коммерческих компаний с информационной защищенностью. Если для похищения коммерческой тайны будут использованы возможности профессионалов, то найдется масса дыр в информационной защите каждой компании.

Однако нужна ли обычная коммерческая тайна таким организациям, как Wikiliks?

Это вряд ли. Их поле деятельности совсем другое — там и противники посильней, и ставки повыше.

Как правило, коммерческая тайна юридических лиц нужна их конкурентам, но от них защититься в информационном пространстве легче, надо лишь найти грамотного системного администратора, который сможет выстроить защиту. Но при этом не надо забывать и «за мусорные корзины».

Важной коммерческой тайной является тайна, которая разработана компанией и помогает двигать бизнес вперед, если говорить о бизнесе. У государственных и оборонных компаний свои сведения, которые подлежат охране.

Именно сведения, с помощью которых можно получить прибыль, и являются коммерческой тайной для конкурентов.

Если конкурентам удастся добыть вашу коммерческую тайну, то в самом плохом варианте можно бросить заниматься этим бизнесом, так как то ноу-хау, которым вы зарабатывали, стало известно всем, соответственно, прибыль компании уменьшится, если она вообще будет.

Коммерческая тайна не должна быть доступна всему коллективу. Для этого во многих крупных компаниях используется ранжирование по доступу к секретным сведениям.

Например, тем лицам, которые не используют в своей работе коммерческую тайну, должен быть ограничен доступ в помещения и к информационным системам, содержащим такие сведения.

С целью ограничения доступа к сведениям, охраняемым законом, службе экономической безопасности каждой компании необходимо вести комплексную работу по всем направлением, где могут быть утечки.

В том числе с целью защиты коммерческой тайны надо проводить соответствующие мероприятия в момент выбора кандидатов на вакантные должности.

Кадровые работники, работники безопасности и руководители подразделений просто обязаны со всей серьезностью относиться к выбору кандидатов.

Всестороннее изучение биографии и личности потенциального кандидата — этой задачи еще никто не отменял. Классный кадровик или другой специалист сразу выявит в претенденте недостатки, которые могут угрожать интересам компании.

Конечно, намного сложнее обстоят дела с кандидатами, которые засылаются конкурентами с целью получения в будущем коммерческой тайны, но тут, как и в случае Wikiliks, совсем другой подход и уровень.

В целом же каждой компании скорее нужно опасаться того, что с собой «тащат» увольняющиеся работники, так как в большинстве случаев именно они переходят к конкурентам с «багажом», который получен на предыдущем месте работы.

Можно ли вообще скрыть очень важную информацию на сто процентов?

Это вряд ли. Как говорится, «и на старуху бывает проруха». Самый верный системный администратор, которого вы знает много лет, может слить информацию в случае его шантажа или при других обстоятельствах, когда лица, желающие получить тайну, не оставят ему выбора.

Конечно, самое ценное надо носить с собой, как делали всегда, все и везде.

Вспомним хотя бы ключик на шее от сейфа, где деньги лежат. В наше время вместо ключика может быть накопитель электронной информации и прочее.

В любом случае надо принимать меры для сохранения тайны, и чем меньше коллег знает о ней и как к ней добраться, тем лучше.

Но не бывает так, что к сведениям, составляющим коммерческую тайну, имеет доступ одно лицо. Тогда как же доверять лицам, которые имеют к ней доступ?

Наверное, у каждого специалиста на этот вопрос будет свой ответ. Один из вариантов следующий. Не надо говорить о доверии, когда речь идет о коммерческой тайне, а надо построить работу таким образом, чтобы были предприняты все меры для ее сохранения.

Надо не упустить ни одной лазейки, через которые даже самые доверенные лица могли бы «умыкнуть» тайну. Конечно, это не просто, но игра стоит свеч, так как в противном случае негативные последствия в результате похищения коммерческой тайны могут нанести непоправимый ущерб не только компании, но и личным отношениям, когда, казалось бы, лучшие друзья превращаются в заклятых врагов.

Сохранение коммерческой тайны — это очень важно. Можно ли что-то сделать путем внесения изменений в законодательство? Несомненно, можно.

Усилить ответственность за разглашение коммерческой тайны не только виновного работника, но и работодателя, который обязан применить все необходимые средства для защиты тайны, охраняемой законом.

Но достаточно ли этого, когда работают профессионалы? Это остается большим вопросом. Особенно в свете последних событий, когда десятки тысяч секретных документов выложены в Интернете на всеобщее обозрение, и одна из самых влиятельных организаций мира беспомощно грозит наказанием неизвестно кому.

Владимир Алистархов