Решения в стрессе лучше не принимать

Автор: Павел Шишкин, ГК «Тактика»

- Вы пока не написали книгу, как Баффет или Джобс, поэтому УП интересно узнать, КАК именно вы принимали решения в серьезных случаях? Это стресс для вас или рутина, интуиция?

- Я принимаю решения, основываясь на опыте и знаниях, которые у меня есть на данный момент, и, опираясь на анализ ситуации на рынке. Если говорить конкретно, то все зависит от того, какое именно серьезное решение необходимо принять: найм персонала, вход или выход из какого-либо бизнеса, организация финансирования проекта, партнерства и проч.

Если мы говорим о бизнесе, то одно из решений, которое я принял интуитивно, ― это фабрика «Большевик». Я пришел на объект, поднялся на крышу, увидел, насколько красивым может быть этот объект недвижимости, и понял, что за ним большое будущее. Именно в этот момент было принято решение о покупке. Правда, надо понимать, что интуиция базируется на знаниях, накопленных в прошлом. Если вы можете в полузаброшенных зданиях увидеть красивый объект, значит можете понять, как это реализовать, основываясь на том, что вы видели и построили до этого.

А решения в стрессе лучше не принимать.

- На ошибках учатся ― это правда?

- Возможно, но ошибок лучше не совершать. Все бизнес-школы, да и сама жизнь, учат не делать ошибок. Правда, нет ни одного человека, кто хотя бы раз в жизни не ошибся ― мы все ошибаемся. В бизнесе серьезные ошибки обходятся очень дорого ― можно не подняться. А небольшие ошибки бывают у всех.

- Какие неточные или ошибочные действия вам запомнились и почему?

- Честно говоря, не могу ничего припомнить. Возможно, что-то и было, но в памяти не отложилось.

В крупных проектах договоры занимают несколько сотен страниц. Понятно, что даже в этом случае предусмотреть все варианты развития событий невозможно. Прописывается только основное. И в какой-то момент можно упустить детали, которые можно было бы сделать лучше.

Идеальный договор нельзя сделать ни для одной из сторон: чем больше проект, тем больше деталей необходимо отразить, и каждый контрагент может совершить ошибку.

- Если вы о них расскажете молодым бизнесменам на конференции, какой процент из них прислушается к вам?

- Когда человек рассказывает про свой опыт, он может описать его очень красиво. Но если у меня не было ошибок, то и сказать мне нечего. Я даже не знаю, как поделиться анализом допущенной ошибки ― она прошла, что о ней говорить?

Мне хотелось бы поделиться с людьми тем, как подойти к проекту или проблеме, чтобы избежать ошибок, как в принципе не допустить их. И тут помогает не только личный опыт. Есть различные кейсы, которые разбирались в бизнес-школе и на специализированных курсах по недвижимости, есть примеры из практики других компаний.

Мне кажется, если я буду говорить об этом, ко мне прислушается большинство участников конференции.

- Ваш бизнес необычно диверсифицирован. Это итог чего ― стратегии, случая?

- По-разному. Вообще, история о том, как я попал в бизнес, мистическая. Одно время я довольно долго находился в Индии и занимался глубокими медитативными практиками. В какой-то момент один из великих, на мой взгляд, индийских учителей Сай Баба, который сильно повлиял на мою жизнь, вместо того чтобы благословить меня на следующий уровень практик, совершенно неожиданно отправил меня в Москву заниматься бизнесом. Я послушался.

Свой бизнес я начал с ресторана, но достаточно быстро понял, что не хватает образования. Пошел учиться, выбрал не самый простой курс, обучение далось нелегко. По окончании учебы закрыл ресторан, поскольку все было выстроено неправильно, практически всех уволил. Потом удалось просчитать, что в нашей стране в 2000-х годах будет спрос на недвижимость. Через некоторое время купил компанию «Тактика», существующую с 1993 года. Соответственно, снова пришлось получать образование, но уже по недвижимости.

Hairshop ― это то, в чем я вообще не разбирался и не понимал, кому все это может быть нужно. Однажды ко мне пришла моя сестра и попросила помочь. Тут не было стратегии. Все началось с написания подробного бизнес-плана. В итоге из маленькой компании получилась компания с большими оборотами.

Сеть кафе-столовых SMART FOOD была мне гораздо ближе, потому что я начинал с общепита. Были опыт и знания в этой сфере, затем возникли конкурентные преимущества. Это направление можно назвать стратегическим решением.

Благотворительный фонд. Его создание началось с волонтерских выездов в детские дома. Это было на энтузиазме и неофициально. Как-то сделали концерт, в котором участвовали рок-музыканты и дети. После него местная администрация поинтересовалась, кто официально за все отвечает. Этот был повод задуматься о создании организации. Мы много раз видели, как в некоторых благотворительных фондах все гранты и пожертвования уходят на аренду и зарплаты персоналу. Детям ничего не доходило. Именно поэтому мы создали свой фонд, который не может собирать деньги или тратить средства не по назначению. Это не бизнес. Это потребность души.

- Многие проблемы создают плохие исполнители. Но их редко меняют... Как вы нашли членов вашей команды?

....

Павел Шишкин, владелец и председатель правления группы компаний «Тактика».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU