Две параллельные могут пересекаться (вузовское образование и ожидания работодателей)

Автор: Александр Лобко, МАМАРМЕН

На актуальные вопросы специального корреспондента журнала «Управление персоналом» Людмилы Поповой отвечает основатель и ректор Международной ордена Признания академии маркетинга и менеджмента (МАМАРМЕН) и Российско-Итальянской МАМАРМЕН (РИМ), академик Итальянской академии экономики и социальных наук, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор экономических наук, профессор Александр Григорьевич Лобко.

- Как ректор вуза сегодня может лично повлиять на поворот высшего образования в сторону нужд бизнеса?

— Роль руководителя, несомненно, самая важная в вузе. Ректор вуза как руководитель является фигурой элитарной диспозиции. Именно этот человек — лидер — определяет направление развития и цели для всего учебного заведения. Именно он ведет за собой весь коллектив. Притягательность учебного заведения во многом зависит от авторитета ректора, уникальности профессорско-преподавательского состава, наличия докторов и кандидатов наук, профессоров, академиков, их известности, наличия доверия к ним. Известно, что многие родители и абитуриенты, а также работодатели, выбирают вуз только потому, что им нравится, например, ректор. Это иногда происходит, как в кино или в театре: люди «ходят на знаменитость». Личный имидж ректора и репутация профессорско-преподавательского состава могут явиться основным фактором при выборе абитуриентом, куда пойти учиться, а работодателями — где готовить кадры.

Не удивительно, что бизнес-структуры, неудовлетворенные качеством образования приходящих на работу выпускников, сотрудничают с вузами, совместно модернизируют образовательные программы, методы преподавания. И здесь роль ректора в диалоге с основными работодателями и создании новой качественной среды общения, улучшении воспроизводства высокопрофессиональных кадров для бизнеса первостепенная, как капитана морского корабля. Ему приходится участвовать в согласовании требований работодателей к обучению вновь набираемых студентов-целевиков, привлекать крупные компании к участию в экзаменационных комиссиях, в ярмарках вакансий, «днях карьеры», организовывать конкурсы научных работ по специализации работодателей, которые учреждают именные стипендии для победителей конкурсов. Важную роль для бизнеса играет и совместная с работодателями организация студенческих практик — она обеспечивает наработку студентами практических навыков, сокращение адаптационного периода и дообучения молодых специалистов.

- Какие программы обучения надо вводить в вузах для удовлетворения требований бизнеса к подготовке кадров?

- Грубой ошибкой вузовского менеджмента является утраченный контроль над качеством обучения, часто оторванного от реальной жизни. Драйв, свобода и радость творчества сейчас в образовании, увы, не присутствуют. Это несчастное, принятое вопреки воли народа ЕГЭ разучило студентов думать и читать книги. Любой вопрос приводит не к осмыслению ответа, а к поиску ответов в Интернете, как в тесте ЕГЭ. Поэтому большое значение имеет разработка специальных практико-ориентированных программ, нацеленных на усиление у студентов понимания и заинтересованности стать предпринимателем, а также сформировать навыки и компетенции, необходимые для стартапа: умение гибко переопределять задачи исходя из набора наличных ресурсов, умение заменять дефицитные ресурсы теми, которые имеются в наличии, умение взаимодействовать с другими стейкхолдерами (заинтересованная сторона, причастная сторона — физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или ее свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям)

Не вполне ясным остается лишь то, кто будет развивать такие личностные качества студента, как лидерство, коммуникативность, командный дух, способность учиться и т.д. Пока отечественное высшее образование этим даже не начинало заниматься, хотя большинство представителей бизнеса безрезультатно требуют этого от вузов. Поэтому продвинутые корпорации налаживают соответствующие предметы в своих корпоративных университетах и учебных центрах, а некоторые пошли еще дальше, пытаясь сделать лидерские программы всеобщим достоянием.

- Можно ли на рынке найти преподавателей для этого?

- Как говорил товарищ Бендер: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Поэтому участие работодателей в обучении студентов и подготовке преподавателей становится все более активным. Не претендуя на базовое образование, компании силами своих сотрудников организовали в некоторых вузах чтение специальных курсов и дисциплин, сами возродили у себя студенческие практики, стажировки и курсы повышения квалификации преподавателей. Практически все обучение по таким предметам, как коммерческий и инвестиционный банкинг (общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, а также доступ к счетам и операциям по ним, предоставляющийся в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет), методы бухучета по стандартам МСФО, аудит, страхование, финансовый менеджмент, корпоративные IT-системы, в ведущих вузах сейчас налажено и ведется бизнесом в соответствии с его требованиями, представлениями и стандартами.

Более того, речь идет не только о новых, «рыночных» дисциплинах, но и о традиционных технических, юридических, экономических и других предметах — их преподавание бизнес сам выводит на уровень современных мировых представлений. В результате нередко получается первоклассное образование, укрепившее авторитет соответствующих «кластерных» (сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом) вузов. Многие компании приглашают преподавателей вуза на стажировку, участвуют в формировании учебных планов. Организационно создаются базовые кафедры непосредственно в компании. Это выпускающие кафедры, которые расположены в научных организациях, их сотрудники работают в вузе на полставки, они читают лекции по специальности и осуществляют научное руководство. А в ближайшее время у многих вузов появятся кафедры в крупных коммерческих организациях (компаниях, занимающихся прикладными технологиями и внедрением), и, может быть, не одна, а несколько компаний вскладчину будут тянуть близкие направления.

- Какова цена вопроса? Какие ставки за час лекции приемлемы для практиков из бизнеса (маркетологи, управленцы, IT...)?

- Согласно «дорожной карте» Минобрнауки, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в 2015 году должна была составлять 130% от средней по региону, где зарегистрирован вуз, а к 2018 году, как обещал президент, — и вовсе дойдет до 200%… Однако на деле такую зарплату получает лишь весьма незначительное число преподавателей, при этом рост нагрузки таков, что ни о нормальных лекциях, ни тем более о полноценной научной работе речь не идет. Как конкретно, а не в общих чертах, выглядит реальная загрузка и зарплата преподавателей? Например, даже в МГУ имени М.В. Ломоносова ситуация давно невыносимая: большинство преподаватели живут на 24 тыс. рублей в месяц. И то — у кого целая ставка. Практически во всех государственных вузах подавляющее число преподавателей работает и получает зарплату на 0,5 ставки или 0,25 ставки, хотя им повысили нагрузку больше чем на ставку.

Специалисты-практики, в отличие от преподавателей вузов, работают на почасовой оплате. Оплата за час колеблется в широких пределах и зависит от многих факторов в каждом конкретном случае. Но можно точно сказать, что анализ положения дел в образовании позволяет поставить точный диагноз: правительство РФ, которое не способно обеспечить достойную зарплату преподавателям вузов, профнепригодно и морально изношено. Депутаты, которые голосуют за антинародные законопроекты, тоже. Без подготовки кадров страна не имеет надежного будущего.

- Надо ли и как мотивировать самих студентов на то, чтобы они на выходе имели более приемлемые для экономики знания?

— То, что делать это просто необходимо, ни у кого не вызывает сомнений. Можно выделить следующие наиболее значимые для молодежи мотивы, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону: познавательные, то есть желание узнать что-то принципиально новое; прагматичные, например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме; социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за свое будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус; коммуникативные, то есть желание расширить круг своих знакомств; профессиональные — стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.

Студент по-настоящему захочет учиться, если добиваться, чтобы все задачи, поставленные перед ним в процессе обучения, были не просто понятны, но и приняты внутренне, приобрели для него настоящую значимость.

Мне доводилось достаточно близко сталкиваться с главными университетами многих стран, и я никогда не мог сказать, что наша система образования хуже, чем в каждом из них. У всех российских учебных заведений, у большинства преподавателей, конечно, найдутся в запасе свои особенные методы и способы повышения мотивации у студентов (рейтингование, личный пример, ориентация на результат, различные поощрения и т.д.). Но не нужно забывать про ведущую роль семьи. Если в семье уже с детства развивали познавательную активность в ребенке, научили его уже в школе преодолевать трудности самостоятельно, но при поддержке взрослых, то и став студентом, такой человек не потеряется в мире информации, а быстро проложит свой путь в житейском океане.

- Фундаментальные знания при этом важно не потерять и дать студентам.

- «Знание — сила» — этот афоризм, как непререкаемую истину, каждый помнит с детства. А вопросы, что важнее — навыки или знания? В какой пропорции надо давать знания и в какой — навыки, вызывают постоянные споры. На мой взгляд, нужно максимально учить знаниям и в минимальной степени — навыкам. Практика показывает, что человек, обладающий в большей степени фундаментальными знаниями и в меньшей степени — навыками, другие навыки осваивает достаточно быстро, а вот в обратную сторону этого, к сожалению, не происходит. Серьезным, фундаментальным вещам люди учатся, как правило, в основном до 25 лет. Хотя, конечно, учиться фундаментальным вещам можно до тех пор, пока ты можешь учиться. Ведь без капитальных знаний многие навыки хорошо не освоишь. Поэтому век живи — век учись!

Среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать обучающимся фундаментальные знания, на основе которых они смогли бы обучаться самостоятельно в нужном им направлении.

- Новые формы обучения — онлайн, видео, тренинги. Как они могут помочь в этом?

...

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU