Ломоносов же пешком дошел до Москвы...

Автор: Михаил Ломоносов, «Айвикс»

Фармацевтические стартапы в России: секрет успеха

«Любому стартапу важно верить в себя и в свою идею и двигаться вперед. Многие компании, которые есть сегодня на рынке, тоже когда-то были стартаперами, и есть те, кто достиг серьезного успеха».

- Какие трудности преодолел ваш стартап на пути к известности и успеху?

- Основная трудность, с которой сталкивается любой стартап, — это поиск денежных средств на реализацию проекта. После получения поддержки от инвестиционного фонда мы приступили к воплощению проекта в жизнь. Здесь важно сказать, что стартап в области медицины значительно отличается от любого другого.

Прежде чем вывести фармацевтический препарат на рынок, необходимо сделать определенную работу. Существует стандартный набор действий, который фармацевтический стартап должен пройти. Во-первых, необходимо проверить безопасность и эффективность на разных моделях, понять механизм действия. В реальности 9 из 10 стартапов в области фармацевтики терпят поражение. Основные проблемы — эффективность лекарства и сроки.

Недостаточно получить субстанцию, которая способна бороться с заболеванием — важно доказать, что молекула (Полученное вещество. — Прим. ред.) будет эффективна в борьбе с заболеванием в определенной дозе и не нанесет вреда организму человека, не спровоцирует серьезных побочных эффектов. Прежде чем препарат выйдет на рынок, проводятся множественные исследования и опыты на животных. В среднем это занимает от пяти до девяти лет. Ни один инвестор не будет ждать столько времени для возврата вложенных средств. В связи с этим в фармацевтике есть инвесторы ранней и поздней стадии: если есть эффективность препарата на моделях, появляется возможность продать проект другому инвестору, получить деньги на проведение опытов на животных и так далее.

Наш проект сейчас находится в конце ранней клинической стадии. Мы провели первые исследования и уже показали эффективность, безопасность и отсутствие токсичности препарата на животных. Некоторые стартапы в области фармацевтике терпят поражение во время опытов на моделях, даже не успевая перейти к экспериментам на животных. Например, наши инвесторы оказали финансовую поддержку еще девяти фармацевтическим стартапам. Некоторые из них не подтвердила эффективность молекулы еще на ранних стадиях, но выяснилось, что может быть эффективность по отношению к другим заболеваниям, и сейчас исследования перепрофилируются.

Наш стартап можно назвать удачным: эффективность выведенного вещества доказана, мы своевременно переходим к последующим этапам исследования.

- Какие ошибки, совершенные в системе управления по неопытности, вы признаете?

- В любом стартапе бывают такие ошибки. В нашей компании работает несколько человек, и у всех есть четкое распределение обязанностей. Я отвечаю за производство и науку, директор компании отвечает за взаимодействие с директорами и инвесторами, человек с медицинским образованием отвечает за взаимодействие с медиками. Распределенные роли зависят от того, с каким типом людей ты взаимодействуешь — вы понимаете друг друга и знаете, с какими сложностями можете столкнуться. Несмотря на это, ошибки, конечно, были. В основном это связано со сроками: если задерживались результаты одного исследования, мы не могли перейти к следующему этапу, теряли время. Возможно, если бы мы более тесно взаимодействовали с подрядчиками, этих проблем могли бы избежать.

Кроме того, много проблем возникло из-за нашей бюрократии. У нас есть иностранные партнеры в Швейцарии — у них мы заказывали производство нашей активной субстанции. Во время транспортировки вещества возникли проблемы с таможней. Нам нужно было получить разрешение от Минздрава. Опыта в подготовке таких документов у нас не было, и на решение этого вопроса мы потратили 2 месяца вместо запланированных трех недель. С одной стороны, мы потеряли время, с другой — получили бесценный опыт, и это касается не только отдельного случая, но и многих других ситуаций.

- Легко ли вы расстаетесь с людьми, ставшими ненужными или лишними в компании?

- За годы существования компании мы действительно сталкивались с такими ситуациями. Когда привыкаешь работать с человеком, это действительно бывает тяжело. За 4 года у нас поменялся один финансовый директор и несколько офис-менеджеров. На последней должности были одни девушки. Каждая хорошо работала, но бывало такое, что часть проблем, возникающих в их работе, приходилось решать мне или другим коллегам — это неправильно. У каждого своя зона ответственности и каждый должен за нее отвечать. У нас небольшая команда, но очень большой объем работы, поэтому важно найти исполнителя, которому ты можешь спокойно доверить его работу. Самое важное для стартапа — как можно быстрее двигаться вперед. Чтобы это произошло, нужны люди с опытом. Обычно у новой компании не так много денег и приходится выбирать — взять человека с серьезным опытом и платить ему больше или взять человека с меньшим опытом, который будет медленнее работать. Здесь важно четко понимать, на какую должность тебе нужен более опытный человек, а на какую — менее. Это касается не только людей в компании, но и субконтрактов, аутсорсинга. Всегда есть два варианта: пойти за услугами в компанию, которая справляется с объемами работы быстрее и ее услуги стоят дороже, или пойти в компанию, которая менее опытная и ее услуги обойдутся дешевле. Здесь главное результат. Не бывает ситуации, когда у стартапа много денег и компания может позволить себе лучших работников и выбрать самые дорогие контракты, поэтому всегда приходится выбирать, с этим сталкиваются все. Главное — качественный результат. Важно понимать уровень компетентности людей, которых ты нанимаешь или к которым обращаешься за услугами.

- Свободные экономические зоны — как вам эта идея и практика?

...

Михаил Ломоносов, заместитель директора по науке и производству компании «Айвикс».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU