Выбор подходящей именно вам корпоративной культуры

Автор: Петр Орлов, Mars Petcare

- Насколько важно для вас поддерживать стандарты корпоративной культуры?

- Давайте для начала порассуждаем — нужна ли корпоративная культура? Если мы говорим о компании, которая хочет, чтобы ее с чем-то ассоциировали, чтобы сотрудники действовали в соответствии с четкими правилами и ценностями, то ответ будет положительным. Если руководство не преследует такой цели, тогда, наверное, корпоративная культура не нужна.

Mars относится к первой группе компаний. Мы считаем, что есть определенные ценности, поведенческие и культурные особенности, которые объединяют людей. Это позволяет им легче находить способы взаимодействия, чувствовать себя комфортно на работе и максимальным образом себя реализовывать. Находиться в среде людей, разделяющих с вами поведенческие основы, очень важно!

Корпоративная культура позволяет отвечать на ряд вопросов. Если использовать громкие слова, то среди них: единые цели, этические стандарты, поведенческий кодекс. Если говорить простым языком, то речь о людях, которые ценят одни и те же жизненные вещи, с уважением относятся к своим коллегам и партнерам. Они ставят перед собой задачи, которые объясняются не только финансовыми результатами, но и тем, ПОЧЕМУ и КАК мы делаем свою работу.

- Как можно описать корпоративную культуру в вашей компании?

- Если вкратце, то это работа в соответствии с Пятью принципами Mars (качество, ответственность, взаимовыгодность, эффективность и свобода), которые мы все искренне разделяем. О каждом из них нужно говорить, конечно, отдельно. Но все их объединяет общее желание достичь взаимовыгодного результата для компании, для партнеров и для потребителей.

Mars — это семейный бизнес, и нам удается сохранять уникальную открытую корпоративную культуру благодаря инвестированию в развитие сотрудников и созданию особой рабочей среды. Это выражается в офисах без кабинетов, привычке обращаться на «ты» и, например, в присутствии домашних животных на рабочем месте. Благодаря всему этому в компании сформировалась культура открытого высказывания своего мнения и передачи знаний от сотрудника к сотруднику вне зависимости от их внутрикорпоративных рангов.

- А что будет с Mars в России, если корпоративную культуру отпустить на волю?

- Ничего не изменится. Корпоративную культуру нельзя держать в рамках, а значит, и «отпустить на волю». В ее основе должны быть принципы, в соответствии с которыми сотрудники не только работают, но и живут в обычной жизни.

- Кстати, про рамки. Допустим, вы хотите принять в компанию очень талантливых людей, но при этом они имеют крутой нрав и не вписываются в идеальный портрет сотрудника Mars. Если вы будете набирать таких талантливых людей, есть ли шанс удержать или сохранить корпоративную культуру в рамках?

- Когда к вам на интервью приходит кандидат, первые вопросы, которые вы должны задать самому себе, это: сможет ли он реализовать себя, придя в компанию? Будет ли ему комфортно взаимодействовать с коллегами? Разделяет ли он ваши принципы работы?

Не секрет, что мы все проводим много времени на работе. Поэтому от того, интересно ли нам находиться в коллективе, зависит эффективность исполнения наших должностных обязанностей. Оценка знаний, навыков и потенциала — это уже второй этап!

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что какими бы талантами ни обладал кандидат, если стороны видят, что потенциальному сотруднику и его коллегам будет сложно работать вместе, нужно принять взаимовыгодное решение и прекратить обсуждение позиции. Если в будущем обе стороны будут мучиться — это никому не нужно.

- Выбор корпоративной культуры для растущих компаний — с чего стоит начинать?

- Культура — это то, что формируется по ходу жизни компании. Ее не спускают откуда-то сверху. По мере становления бизнеса она просто выкристаллизовывается. В какой-то момент люди начинают понимать, что есть вещи, которые всех объединяют. Это не случается в первый день, с ходом времени это становится все более заметно, и таким образом появляются те или иные элементы корпоративной культуры. В каждой компании они выражаются по-своему. Я бы не начинал с искусственного насаждения чего-либо.

- И кто в таком случае должен выступать драйвером процесса? Руководитель, отдел кадров?..

- В зависимости от принятой системы взаимодействия между сотрудниками. Есть компании, где все находится в руках руководителя — каждое решение, каждый поступок, каждое новое веяние или направление. Это, кстати, также будет формировать определенную культуру и модель поведения в компании.

Если смотреть на большие международные компании, которые славятся своей сложившейся системой ценностей, то формирование корпоративной культуры — это исторический путь, на который влияют все стороны, находящиеся в бизнесе.

- Какие-то внешние факторы могут повлиять на развитие культуры? Например, кризис?

- Кризис — это явление, которое, хочется верить, приходит и уходит. Если мы говорим о компаниях, которые работают на рынке десятилетиями, то в них культура складывается годами. И это не то, что подвержено влиянию того или иного года.

Кризис может повлиять на краткосрочные решения, но он вряд ли повлияет на то, как именно вы их принимаете. На мой взгляд, именно процесс принятия решений является отражением вашей корпоративной культуры. Иными словами, внешние факторы влияют на то, ЧТО решается, а культура — КАК вы это делаете.

- Ректоры вузов жалуются, что у разных компаний разная корпоративная культура и им сложно учить студентов практике работы. Они лукавят или нет?

- И да, и нет. В разных компаниях действительно различная культура, но в попытках научить этому студентов есть доля лукавства. Мое личное убеждение, что культура — это не то, чему можно научиться на уроке. Это же не свод правил поведения за обеденным столом.

Культура складывается в течение всей жизни человека. Семья, одноклассники, друзья и просто люди, которые его окружают, все это формирует ваше мировоззрение. В каждом бизнесе есть свои особенности. Сформулировав их, человеку и компании нужно найти баланс, при котором культурные особенности сотрудника совпадают с отличительными чертами самой компании.

Студенты — это еще совсем молодые ребята, чья базовая культура, по моему искреннему убеждению, уже сложилась. Конечно, дальше жизненный путь будет оказывать влияние на их мировоззрение, но именно он, а не курс лекций, семинаров и практических занятий.

- Часто лидеры компаний насаждают определенные правила поведения, требуют от людей определенной культуры, при этом сами ей не соответствуют. Чем это чревато?

- Любой руководитель — это ролевая модель, на которую смотрят сотрудники. Если слова не совпадают с делом, то доверия не будет. Это может создать свою корпоративную культуру, которая в основе будет нести недоверие. Лидеры фактически являются воплощением культуры компании. Если их поведение не будет совпадать с тем, что декларируется, тогда ценности останутся на словах, а этого недостаточно! Очень тяжело разделить работу и жизнь.

- Если компания поглощает другую компанию, стоит ли там менять корпоративную культуру?

- Это непростой вопрос. В идеале, рассматривая возможность о слиянии, нужно обращать внимание и на культурные особенности компании, с которой вы планируете объединиться. Прекрасный пример — история Wrigley и Mars. Обе компании в основе своей деятельности несли очень схожие культурные ценности: доверие и уважение к сотрудникам, взаимовыгодные отношение с партнерами и т.д. Наличие схожей, во многом идентичной корпоративной культуры, помогло произвести объединение коллективов практически незаметно.

В случае если объединяются компании с различными культурами, могу предположить, что такие процессы будут проходить нелегко. Это потребует определенной ломки, и вполне вероятно, что тем, кто не будет разделять новую корпоративную культуру, придется покинуть бизнес. В любом случае я бы рекомендовал стараться прийти к единой системе ценностей. Вполне вероятно, что это может быть что-то, что изменит культуру обеих.

- Если следовать принципу, что корпоративная культура не должна навязываться, то при объединении будет не «старая» культура одной из компаний, а нечто модифицированное или даже новое.

...

Петр Орлов, Mars Petcare в России

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU