Джон Делореан

Джон Делореан, американский инженер, менеджер, конструктор автомобилей, основатель DeLorean Motor Company, родился в 1925 году в Детройте. В семье румынского иммигранта, который работал на неквалифицированных должностях на заводах Форда. Джон своей привязанностью к автомобилям обязан отцу, поскольку часто занимался с ним ремонтом в гараже и усвоил, что главное в жизни — «получи достойное образование и всего добивайся сам». Свое образование Джон получил в частном техническом колледже, а затем в Лоуренссонском технологическом институте, но завершил свое обучение после Второй мировой войны, т.к. был призван на фронт. В 1948 году он получил степень бакалавра, а в 1952-м, окончив Инженерный институт Крайслера, стал магистром автомобилестроения. В свободное время работал инженером-технологом на конвейере Chrysler, а также в качестве страхового агента, и по специфике работы научился умению убеждать и продавать. В этот же год Джону предложили место главного конструктора в Packard, однако для Делореана Packard был слишком тесен, и через четыре года он покинул фирму.

В 1957 году в Мичиганском университете Джон получил MBA, к этому времени его считали стратегом автомобильного рынка.

Вскоре Делореану поступило предложение от Оливера Келли, вице-президента GM. Из пяти подразделений GM Джон выбрал бренд Pontiac и к 1961 году стал ее главным конструктором. У Делореана на тот период уже насчитывалось около 200 патентов, и до сих пор многие его изобретения используются в автомобилях. Основным его достижением в GM стало создание Muscle cars.

Администрация компании наложила запрет на разработку конструкции спортивных гоночных автомобилей, однако Джон занялся этим, и в 1964 году (,) так называемый GTO — новичок Pontiac — установил рекорд по продажам.

В 1965 году Делореан в возрасте 40 лет стал самым молодым президентом Pontiac, из пришедшего в упадок подразделения он сделал ее третьей по продажам в Штатах и открыл дорогу компании почти на 45 лет.

После этого Джон отошел от разработки автомобилей и посвятил себя маркетингу, при этом руководство GM считает, что со своими профессиональными обязанностями Джон успешно справляется, и в 1969 году руководство GM назначает Делореана главой бренда Chevrolet. Под его управлением продажи «Шеви» выросли до уровня 3 миллионов машин и стали такими же, как у Ford, и он был назначен вице-президентом GM по производству легковых и грузовых автомобилей. Его годовая зарплата составляла 650 тыс. долларов. Следующим событием в 1972 году было то, что он должен был занять пост президента, но Делореан неожиданно объявил об уходе из корпорации. Джон сообщил журналистам, что хочет «заняться благотворительностью», однако, по мнению многих, на его решение повлияло назначение главой компании Пита Эстеса.

Руководство GM определило Делореану, экс-вице-президенту, солидную пенсию и подарило дилерский центр во Флориде, при этом Джон подписал обещание держаться подальше от автобизнеса, но не смог не работать, его созидательная энергия взяла верх. Он взялся за создание спортивного и высокотехнологичного «идеального автомобиля» и пытался выяснить, как отнесутся к его появлению и реализации по приемлемой цене. Следующим его шагом была регистрация новой компании DeLorean Motor Company, на что General Motors в ответ лишил Джона пенсии. Тогда Джон издал разоблачительную книгу «General Motors в истинном свете», где раскрыл секреты маркетинга бывших коллег. Книга имела потрясающий успех и принесла 1,5 миллиона долларов, дважды издавалась в СССР.

В своей компании Джон решил выпускать недорогие, высокотехнологичные, с длительной гарантией автомобили, таким должен был стать долговечный спорткар DMC-12 ценой в 12 тысяч долларов.

Делореан сообщил инвесторам, что первый выпуск будет в конце 1978 года и ему надо найти около 100 миллионов долларов для постройки завода (сегодня – это около полумиллиарда). Он объявил мировой тендер на место для производства. Правительство выделило для строительства завода площади в предместье Белфаста Данмари, и оно началось в октябре 1978 года, а разработка DMC-12 продвигалась медленно, обязательства не выполнялись, и времени на собственные изыскания не оставалось. Тендер по технической разработке среди автопроизводителей выиграл Колин Чапмен, основатель фирмы Lotus. Проанализировав проект, инженеры поняли, что в отведенные сроки нельзя уложиться и нельзя создать спорткар в соответствии с первоначальной концепцией. Серийное производство началось в 1981 году, и за три года из-за ряда технологических неувязок и проблем производства было выпущено 8500 экземпляров. Постепенно бум на DMC-12 сошел на нет, британское правительство отказало Делореану в дальнейшем финансировании, а банки — в кредитах. Компания DeLorean Motor Company стремительно приходила в упадок — американский филиал DeLorean прекратил выплаты сборочному предприятию, которому, в свою очередь, нечем стало рассчитываться с поставщиками и работниками. Уже к февралю 1982 года у DeLorean Motor Company набежало 800 тысяч долларов одних только непогашенных выплат по процентам, фирму признали финансово несостоятельной и назначили внешнее управление.

Делореану нужно было только найти 20 миллионов долларов, чтобы вернуть компанию в свои руки. Летом 1982 года ему предложили инвестировать в его дело около 25 миллионов долларов с условием реализовать 25 кг кокаина по своим светским каналам. Джон согласился, но сделать это ему не удалось, и в октябре он был арестован в гостиничном номере в Лос-Анджелесе и обвинен в наркоторговле. Суд оправдал Джона, но его репутация была уничтожена. Травля экс-президента была грандиозной. Ему припомнили и приписали все вплоть до обвинений в связях с мафией и террористами.

Предприятие DeLorean Motor Company было признано банкротом, и в апреле 1983 года с конвейера съехал последний DMC-12 (8583-й экземпляр).

Иски и повестки в суд преследовали Делореана до конца жизни.

Фирма и автомобиль были обречены, но здесь помогло искусство – фильм «Назад в будущее». Успех был настолько ошеломляющим, что после фильма выросла многочисленная армия поклонников DMC-12, а техасская фирма DeLorean Motor Company (к Джону Делореану отношение не имеет) с 2008 года возобновила выпуск DMC- 12 в ограниченных количествах.

Джон не оставлял надежду воскресить DeLorean Motor Company, но все оставалось в его планах и эскизах.

19 марта 2005 года в возрасте 80 лет Джон Делореан умер от инсульта в городе Саммит[графства Юнион штата Нью-Джерси, США. Его похоронили, как он и завещал, в джинсах и черной кожаной куртке, ему были оказаны соответствующие военные почести как ветерану Второй мировой войны.