Дресс-код напоминает сотрудникам о том, что они находятся на работе, а не на отдыхе

Автор: Максим Фролов, Red Forward Group

Когда, кому и почему компания простит неподобающий дресс-код?

― Когда я был в Канаде, молодой человек пришёл на собеседование в рубашке, довольно потёртых джинсах и кроссовках. Он пришёл устраиваться на позицию сейлза. В основном все компании ждут определённый дресс-код: рубашка, галстук, пиджак. И на этого кандидата посмотрели косо. Причём у него не было опыта продаж: он сказал, что работал волонтёром в Африке. При этом уверял, что может продавать. А потом он «порвал» все продажи в компании: брал своей непосредственностью. Но так и не соблюдал дресс-код. И на него начали ополчаться коллеги ― они его подкалывали. Для них он был чужой. Парню было 23 года.

Однажды по итогам месяца он стал лучшим в продажах. Руководитель вызвал его к себе в кабинет, а кабинет с прозрачными стенами, там всё видно. Парень зашёл к начальнику, и тот сказал, что хочет сделать ему кофе. Парень положил ноги на стол. Менеджер удивился и тоже положил ноги на стол, и они так долго разговаривали. В итоге парень успешно проработал в компании полгода, но так и продолжал ходить в рубахе, джинсах и кроссовках. Отвечая на вопрос ― несоответствие дресс-коду можно простить, если сотрудник выдаёт результат.

Айтишникам уже все прощают всё и вся?

― Это тоже идёт из западной культуры. Это профессия творческая, для её представителей не имеет значения, как они выглядят. Им важно, чтобы было комфортно, свободно, чтобы они себя хорошо чувствовали. И ещё такой момент: зачастую айтишники живут на работе. Отсюда и щадящие условия ― чтобы они засиживались, чтобы им было при этом комфортно. Если бы был дресс-код, то они всё время бы чувствовали, что находятся на работе.

Чем рискует фирма, если прежняя профессия ценного кандидата была весьма «аморальной» или несовместимой с нынешней (в США одна судья ранее официально трудилась в борделе)?

― Это такой типично российский стереотип. Именно в России смотрят через эту призму. На Западе и в Японии совсем не имеет значения, кем ты был раньше. Для них имеет значение, кто ты сейчас, какой ты человек. И таких примеров очень много. Президент Рейган выиграл две войны, поднял Америку, но был клоуном, в цирке выступал больше 10 лет. И Доналдьд Трамп снимался в разных фильмах, играл мафиози, и это тоже можно было проиллюстрировать. Сейчас он президент великой страны. Кто бы что ни говорил, но мы можем сравнить бюджет Америки и бюджет России ― и факт остаётся фактом.

Почему суд восстановил судью в шортах?

― Здесь всё просто. Если мы чуть-чуть заглянем в историю, то увидим, что с каждым поколением одежды на людях становилось всё меньше. Есть такой факт, и его можно легко проверить. Чем больше на вас слоев одежды, тем богаче вы выглядите. Чем меньше слоев одежды, тем проще и доступнее вы выглядите.

Я не знаю, что это было за судебное заседание, возможно, он хотел показать свою открытость. Но если вы хотите произвести впечатление или как-то повлиять на людей, нужно смотреть контекст: кто аудитория. Чем больше одежды ― тем больше впечатление, чем меньше одежды ― тем меньше впечатление, но при этом показываете большую открытость.

Что и как можно считать о кандидате по его «одёжке»?

― По одежде можно понять самое главное, потому что, беря кандидата, мы на самом деле покупаем его компетенцию и образ жизни. Образ жизни даже главнее. Мы видим образ жизни и примеряем, нужен ли нам кандидат с таким образом жизни или нет.

Мультинациональные команды или моно ― плюсы и минусы в России?

― Главный плюс таких команд ― в свободе. Чем больше компания накладывает каких-то ограничений, тем больше ограничений она накладывает на своё развитие. Часто при проведении командного коучинга основной целью является развитие свободы и доверия между участниками. Когда нет свободы и доверия, компания начинает потихонечку погибать. Это только большой плюс, если в компании присутствуют такие отношения. Это позволяет снять ограничения. И одежда здесь абсолютно не при чём. Может, кому-то удобнее хиджаб. Я, находясь в Канаде, общался с подобными девушками, которые активно работали. И как только ты начинаешь с ними общаться, эта грань исчезает, человек полностью раскрывается, потому что возникает полное доверие. Ограничения внутри компании только мешают.

Ольга Кошарная

Максим Фролов, учредитель сети хостелов, генеральный директор компании Red Forward Group