На главную   Обратная связь
   


 
  О журнале     Архив номеров     Сделать стартовой   Добавить в избранное  
Забыли пароль?   Регистрация
 



  Поиск по сайту


НА ГЛАВНУЮ

ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ЖУРНАЛЫ

ЭКСПЕРТЫ

ТОП-ПЕРСОНЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

КАПИТАНЫ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

ДЕЛОВОЙ КЛУБ УП

РЕГЛАМЕНТЫ УП

ВИДЕОЖУРНАЛ

НАШИ ПАРТНЕРЫ

КОНТАКТЫ

АНОНСЫ




Подпишитесь на рассылку
Адрес e-mail:

 

Ознакомительная подписка на журнал управление персоналом

Яндекс.Погода



Журнал "Управление персоналом" N2 2018 год





Несимметричные черты лица настораживают нас


Автор: Алексей Филатов, «СёрчИнформ»

Алексей Филатов, научный руководитель направления профайлинга «СёрчИнформ»

Физиогномика: почему лица нам врут?

Некоторые люди убеждены, что по чертам лица можно рассказать о характере, душевном состоянии человека, его типе личности. Этим занимается спорная дисциплина ― физиогномика. Ей доверяют обыватели, однако специалисты давно признали: физиогномика ― псевдонаучный метод. И применять её для решения профессиональных задач, к примеру для оценки кандидатов, по крайней мере неблагоразумно.

Ситуации, когда человека судят по лицу и выносят вердикт относительно его внутренних качеств ― не такая уж редкость. В своей практике я не раз встречал руководителей и HR-специалистов, которые всерьёз считают, что могут по чертам лица определить, насколько будет хорош в работе тот или иной специалист.

Однако нужно признать, что, с тех пор как появилась физиогномика, многое изменилось и сегодня есть другие действительно работающие методики. Но обо всём по порядку.

Как рождаются мифы

Мы не рождаемся со стереотипами восприятия, они появляются в течение жизни, благодаря нашим наблюдениям и опыту окружающих. «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» ― выражение, которое сформировалось на основе наблюдения множества людей. Оно стало почвой для убеждения, что люди с острым и длинным носом более любознательные, активные и интересующиеся. Хотя в действительности такой связи может и не быть. Вот ещё несколько примеров:

Стереотип 1. Люди склонны доверять тем, у кого лицо симметрично и не имеет выраженной диспропорции, особенно в нижней части лица.

Стереотип 2. Человека с низкими бровями, которые «говорят» о гневе, обычно воспринимают как более доминантного. Однако он вызывает меньше доверия.

Стереотип 3. Люди с высоким лбом воспринимаются как более интеллектуальные, эрудированные и спокойные, особенно по сравнению с теми, у кого лоб низкий или закрыт причёской.

Стереотип 4. Мужчина с «волевым подбородком» кажется более смелым, решительным и амбициозным.

У большинства людей будет совпадать портрет среднего «агрессивного», «интеллигентного», «доброго», «эмоционального», «целеустремлённого» человека. То есть большинство из нас, сами того не осознавая, связывают те или иные личностные качества с внешностью или особенностями лица. Однако в физиогномике такие связи описываются исключительно линейно: то есть какая-то одна конкретная черта указывает на какое-то совершенно конкретное свойство характера. А это в настоящий момент опровергнуто.

Стереотипы формирует не только наш мозг. Ряд европейских и американских исследований выявили, что начиная с раннего детства мультфильмы, музыкальные клипы, литература, кино однозначно формируют образ положительного героя: он сильный, умный, решительный и обязательно внешне привлекательный. Не удивительно, что такие представления прочно закрепляются в сознании и влияют на наши последующие решения. Когнитивная психология уже давно описала это под названием «гало-эффект» ― эффект восприятия, заставляющий нас воспринимать привлекательных людей более умными и успешными. Это часто является источником ошибок в оценке личности, когда наблюдатель пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке человека.

Однако эти домыслы основаны на искажённой оценке и вере, потому что никто не обнаружил прямых закономерностей и научно их не обосновал. Сегодня удалось выявить лишь некоторые слабые взаимосвязи, которые изучает современная психология восприятия. К примеру, чем женственнее лицо у мужчины, тем более характерны для него женские черты характера. Однако, что здесь причина, а что следствие, так и не ясно. Всё это можно скорее отнести к статистическим совпадениям.

От физиогномики к научной автоматизированной аналитике

Ряд специалистов продолжают изучать связь лица и личностных качеств человека. Так, лицо талантливого, гениального человека часто принципиально отличается от среднестатистического. Однако талант этот может быть как криминальным, так и научным. То есть люди с какими-то особенными внешними данными в равной степени могут принести обществу как пользу, так и вред. Всё будет зависеть от среды, в которой такой человек оказался. Именно внешние условия сформируют ту или иную модель поведения.

Среди исследователей подобных взаимосвязей наиболее известен профессор Стэнфордского университета Михал Косински. Он анализирует, к примеру, будет ли у человека с повышенным челюстным индексом больше выражена агрессивность. Михал ищет подобные корреляции и, как ни удивительно, находит. В его арсенале их уже около 60.

Команда Михала на основе больших исследовательских выборок (до 150 тыс. человек, прошедших комплексное психологическое тестирование) ищет статистически достоверные взаимосвязи между признаками лица и психологическими качествами человека. Ещё в 2014 году Facebook стал применять алгоритмы, которые могли по аватару, онлайн-активности и лайкам пользователя определить его основные психологические черты, «прочитать» его личность. Но не только это. Используя минимальные данные из Facebook, учёные довольно достоверно могут прогнозировать поведение человека.

Подобные изыскания сегодня проводят многие компании: Microsoft, Noldus, IBM Watson, Affectiva, Kairos, Google, Amazon и др. Они создают программы и приложения, способные анализировать лицо человека и в определённой мере давать оценку его личностных качеств. Это направление называется FaceReading. В отличие от физиогномики, FaceReading ищет не линейные связи, но анализирует комплекс характеристик. Эти разработки находят взаимосвязи между стабильными внешними чертами и поведением человека, используя большие данные. К примеру, если у человека выражены 5 признаков того, что он по характеру упрямый, то вероятность того, что он действительно упрямый, будет выше в несколько раз, чем у человека с одним признаком упрямства на лице.

Глобальные сайты знакомств типа Tinder просят нового пользователя пройти тестирование, которое определит его личностные качества. Потом система, используя эти данные, фото участников сети и математические формулы, ищет корреляции между внешними данными пользователей и их психологическими чертами. Около 80 % совпадают, но для науки это низкий процент. Его недостаточно, чтобы делать однозначные выводы о человеке. В целом же заметен устойчивый тренд на автоматизацию подобной комплексной аналитики. Это дополнительный довод отказаться от ненаучной физиогномики и обратиться к современным инструментам нетестовой психодиагностики (профайлингу), для которых, кстати, не обязательно «видеть» человека.

Определять заранее психологические черты человека ― задача многих структур, в том числе бизнеса. Мы и сами отмечаем эту потребность у клиентов – компаний среднего и крупного бизнеса. С этой целью разрабатываем специальный модуль профайлинга для нашей DLP (Data Leak Prevention ― технология предотвращения утечек конфиденциальной информации – Прим. ред.). Профайлинг ― методика прогнозирования и оценки поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения.

Наша цель ― автоматизировать этот метод, сделать так, чтобы технология могла самостоятельно анализировать информацию о человеке, формировать его психологический профиль, определять сильные и слабые черты, прогнозировать риски, связанные с ним. Таким образом, HR-специалист, руководитель или специалист по безопасности будет получать полную информацию о сотрудниках без очных бесед, многостраничных тестов и дорогостоящих специалистов по оценке персонала. Осенью мы представили первую версию модуля, на данный момент его тестируют некоторые из наших заказчиков.

В общем, высокотехнологичные компании нацелены собирать всю доступную информацию, анализировать её, находить взаимосвязи и на этой основе делать прогнозную оценку поведения человека. Уверен, что эта тенденция будет набирать обороты, и в ближайшее время мы увидим качественный скачок в подобных разработках.

А надо ли знать так много?

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ:



 
Корзина:

Ваша корзина пуста










  О журнале | Архив номеров | Анонсы | Подписка
| Книжный магазин | Контакты | На главную страницу | Обратная связь

Обращаем Ваше внимание на то, что вся размещённая на сайте информация и реклама носит справочный характер и не является публичной офертой (Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть 1, Статья 437).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ - TP@TOP-PERSONAL.RU
 

   Яндекс.Метрика
© 2001-2018 Издательский дом
"Управление персоналом"