Торг уместен

Автор: Ирина Королёва, «Манго Телеком»

Ирина Королёва, директор по персоналу компании «Манго Телеком»

Как правило, зарплатные ожидания кандидата складываются из оклада и переменной части, выплачиваемой в виде премии за показатели работы. Чаще всего кандидаты указывают ожидаемый заработок в резюме. И «торговля» идёт о соотношении долей оклада и премиальной части и сколько стоит способность выполнить запрашиваемый работодателем функционал.

Принцип любой торговли — «проси больше». Чтобы определить, каковы на самом деле ожидания, уточняют минимум, за который кандидат готов работать, и желаемую зарплату. Затем идёт перепроверка через непрямые проективные вопросы или рисуночные методики. Например, рисуночная методика, где кандидат перечисляет свои мотиваторы, рисуя ромашку. По специальному ключу можно определить, от чего кандидат может отказаться, а что для него критично. Для кого-то это деньги, так как есть ипотека или человек является единственным кормильцем, для кого-то — возможность развития, а для третьего ― личность руководителя. Например, были случаи, когда кандидат говорит про деньги, а в фундаменте то, от чего не может отказаться, — профессиональное развитие. Причём человек даже сам может не осознавать значимость своих мотивационных предпочтений. В результате такого микса методик можно или подтвердить, или опровергнуть предположения об ожидаемой заработной плате.

Плюс компетенции рекрутера, который наблюдает за различными реакциями кандидата и отслеживает конгруэнтность (соответствие) реакции сказанному кандидатом, замечает расхождения и задаёт уточняющие вопросы.

Дополнительным плюсом для кандидата является соцпакет. Это становится важным, если предложения равны или если в составе соцпакета есть значимая для кандидата выгода. Хочет развиваться — оплата внешнего обучения и сертификации, заботится о здоровье или есть сложности со здоровьем — расширенный ДМС и т. д. При такой значимости для кандидата эти плюсы могут перевесить какую-то долю ожиданий по заработной плате.

Кроме того, стоит посмотреть, сколько кандидат зарабатывал на предыдущем месте работы, на последней должности. Тогда будет понятна адекватность запроса. Хотя бывают компании, в которых сотрудник набирает годами компетенции, но привычно получает один и тот же оклад. В какой-то момент он понимает, что стоит больше, и вывешивает резюме. После чего его личный ценник повышается с учётом ситуации на рынке труда. Очень важно учесть все факторы, чтобы сделать правильный вывод с учётом рыночной ситуации: ценники предложений тоже растут, и пропорционально меняются запросы кандидатов. Сейчас рынок сильно перегрет с учётом запроса на IT-специалистов, бой за кандидатов идёт в продажах — с учётом отсутствия в этой сфере достаточного количества людей молодого возраста. Причём это касается и банков, и продающих компаний, разницы нет. Многие помнят спад рождаемости в 1996-2000 годах.

Обычно ценник начинает расти, как только кандидат заканчивает сертификационный курс или получает дополнительное образование. Плюс он смотрит на схожие предложения от других компаний и опыт своих коллег в поиске работы. После чего соотносит «вклад», «стоимость» и «предложения» рынка на данный момент и… выставляет свой ценник, который мы видим в резюме.

Наша справка. Компания «Манго Телеком» предоставляет услуги облачных коммуникаций для бизнеса под торговой маркой MANGO OFFICE. Обслуживает более 40 000 предприятий. В 2013 году в состав акционеров компании вошёл инвестиционный фонд Intel Capital. С 2015 года сервисы MANGO OFFICE представлены также на европейском рынке. Сайт: www.mango-office.ru.

Материал подготовила Ольга Кошарная