Коучинг для топов ― лекарство или плацебо?

Автор: Наиля Володяева, HRD Itella

Не открывайте ящик Пандоры: закрыть его будет почти невозможно...

Предположите, почему Банк ВТБ так полюбил коучинг?

не знаю, какие цели ВТБ ставит перед коучами. Могу только высказать своё личное мнение по поводу коучей. Однозначно, это работающий инструмент, со своими ограничениями, которые, собственно говоря, могут либо помочь достичь результата, либо, наоборот, сведут всё в ноль. Мой опыт показывает, что одним из самых основных факторов успеха является сам коуч, и, возможно, поэтому оплата работы коучей зачастую высока. Практика показывает, что брать коуча без психологического бэкграунда ― не совсем верно.

К сожалению, вот так некоторое время назад нивелировали значение тренингов. Я полагаю, что с коучингом происходит то же самое, когда коучи берутся за решение каких-то сложных вопросов, начинают поднимать разные пласты, включая то, что могут решить зачастую только психологи. Пласт поднят, «ящик Пандоры открыт», а отработать корректно ― нет инструментов. Вот это лично меня пугает. Коучей в основном берут для топ-менеджеров либо для мидл-менеджеров. Использовать коучей для уровня ниже возможно ― как пример, для высокопотенциальных сотрудников.

В моей практике был кейс, когда мы помогали топ-менеджеру развивать эмоциональный интеллект. Мы поняли, что развивать его через тренинги, даже у мегапродвинутых провайдеров, к сожалению, не реалистично. Поэтому приняли решение привлечь коуча. А когда начали раскручивать причины, выяснили, что главным барьером в эффективности лежат психологические особенности коучи. Как с этим работать без глубинного знания психологии?

Есть ведь золотое правило: за счёт компании только 10 коуч-сессий. Если коучи считает полезным продолжить работу с коучем ― то уже за свой счёт по корпоративным ценам. Практика показывает, что 10 коуч-сессий, в среднем, способны помочь осознать барьеры эффективности, принять их, освоить инструменты и «заморозить» их в практике.

Если возвращаться к примеру про эмоциональный интеллект, то спустя 4 месяца работы результат был налицо ― больше открытости, способности прислушиваться к мнению других, свободы действия исполнителям. Ну как этому можно не радоваться?

Позвольте выделить ключевую мысль, которую Вы сказали: важен выбор именно самого коуча?

— Действительно важен. Это должен быть профессионал, который обладает инструментами коучинга, но ещё обладает и глубинным знанием психологии.

Что если заказчик даёт коучу задание принести информацию об истинных намерениях топа работать в компании или уволиться, доволен зарплатой или положением или нет?

— В таких вопросах абсолютно важна этическая сторона плюс к тому ― утраченное доверие, которое восстановить сложно. Поэтому я абсолютно однозначно не рекомендую делать такие вещи. Когда установлено доверие, можно выяснить уровень лояльности сотрудника к компании, уровень его мотивированности, его интересы. Для меня будет открытым вопрос профессионализма коуча, который берётся за задачи с «двойным дном».

Коучи обещают повысить эффективность продажников, в целом сотрудников. Вы в это верите?

— Полагаю, это возможно, но глубоко прокомментировать не смогу: в моей практике не было такого опыта. Коуч даёт инструменты, с помощью которых сотрудник способен проанализировать свои зоны роста, может показать им «слепые» зоны, помочь их осознать, дать инструменты, чтобы их сократить. Почему бы и нет?

Сколько коучей нужно, чтобы поднять корпоративную культуру компании?

...

Наиля Володяева, HRD Itella

Материал подготовила Влада Верёвкина

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU