Как выжить в кризис

Автор: Илья Кондратьев, «Феликс»

Бизнес ― это не Эверест, а скорее восхождение на него.

Но, и дойдя к вершине и окинув взглядом с огромной высоты потрясающие пейзажи, вы не сможете только наслаждаться ими...

Бизнес ― это постоянная борьба и «американские горки».

Какие отрасли сегодня переживают кризис?

Безусловно, большинство отраслей экономики сейчас переживают кризис.

Причин несколько, в том числе ― снижение внутреннего спроса и покупательной способности в стране. Это, на мой взгляд, важнейшая причина.

Если говорить о таких секторах экономики, как, например, нефтегазовая отрасль, оборонная промышленность, то для таких компаний остро стоит вопрос технологий, финансов. Эти вопросы, конечно, решаемы, но решаются они медленно.

Активное развитие наблюдается в сельском хозяйстве. Ещё ряд отраслей экономики, где импорт носит запретительный характер, чувствуют себя хорошо, и в свете импортозамещения идёт их активное развитие.

Что касается нашей отрасли (производство офисной мебели), могу сказать следующее: если даже в сегменте домашней мебели ощущалось значительное падение спроса в 2015-2016 гг., то по офисной мебели понятно, что бизнес развивался медленно, инвестиций извне немного, внутри страны развитие также шло медленно, новые офисы не строились, количество сотрудников не увеличивалось, спрос на офисную мебель не рос. Но вместе с тем хочу отметить, что 2017 год мы окончили уже ростом, всеми ощущается оживление рынка, поэтому в будущее смотрим с оптимизмом.

Почему представители обувной отрасли кричат о кризисе?

Мы занимаемся производством офисной мебели, и я далёк от обувной отрасли. Когда-то я планировал создать в России производство обуви, затем чаша весов склонилась именно к мебельному производству.

Думаю, что главные причины кризиса этой отрасли ― снижение спроса у российских покупателей, а также определённое давление со стороны производителей из стран Юго-Восточной Азии и Китая.

«Феликс» вышел из кризиса как «феникс из пепла». Как это удалось?

— Кризис был у всех, и мы не исключение. Сокращение рынка ― объективный фактор. В это время продажи мебели снизились: закрывались офисы, компании не знали, что делать с мебелью, которая больше не нужна.

Как в любой кризисной ситуации, в первую очередь пришлось уменьшать затраты, начиная от долгосрочных нерентабельных проектов и заканчивая сокращением персонала. Если рынок сужается, издержки и затраты должны сокращаться, в том числе и численность компании тоже. Это нормальная ситуация. Когда открываются новые возможности для развития бизнеса, штат увеличивается, долгосрочные проекты запускаются заново. Негативные этапы в течение трёх последних лет нам удалось пройти.

Кризис не вечен. Мы выиграли тендеры и получили новые крупные заказы (мэрия Москвы, Почта России, Сбербанк, многие другие). У нас сейчас производство работает непрерывно, открыт набор новых сотрудников: маркетологов, специалистов по рекламе, специалистов по учёту, станочников и т. д.

Мы наверняка не знаем, как будет дальше развиваться рынок, но анализируем и рассчитываем, что позитивно. Именно поэтому запускаем новые долгосрочные проекты.

С гордостью хочу отметить, что, несмотря на кризис, важные для развития компании проекты мы не сворачивали. В самый сложный кризисный период всего за год построили и запустили крупнейшую в России фабрику по производству офисной мебели. В ноябре 2017 года она начала выпускать первую продукцию. Это уже четвёртая новая фабрика, которую открыла компания за всё время работы с 1991 года.

Безусловно, для компании этот кризис не первый. Мы благополучно смогли пережить кризис 1998 года, когда резко упала стоимость рубля по отношению к доллару ― тогда мы открыли первую фабрику. Тот кризис был резче, острее кризиса 2014-2016 гг., хотя и очень быстро закончился. Спрос на нашу мебель был высокий. Компания пережила и кризис 2008 года. Нам удалось правильно использовать кризисные моменты, чтобы увеличить свою долю присутствия на рынке. И у нас это получилось! Уверен, в этот кризис мы ещё раз сможем это подтвердить.

Ваши советы тем, кто попал в «турбулентность» (что сокращать в первую очередь)?

— Во-первых, тем компаниям, у которых рынок сокращается, обостряется конкуренция, однозначно нужно работать с издержками. Без этого никак не обойтись. Если рынок не растёт, приходится уменьшать затраты.

Во-вторых, рискованные проекты и проекты, которые носят долгосрочный, инвестиционный характер, особенно если трудно с кредитными ресурсами, необходимо реализовывать с большой осторожностью или даже замораживать.

В-третьих, в любом сегменте рынка обязательно нужно пересмотреть товарную матрицу. Необходимо понимать, что вы производите или продаёте. Её необходимо изучать и подгонять под тот спрос, который есть. Например, мы запустили в кризис 6-7 новых моделей. Это и бюджетные модели, которые начали активно продаваться, и премиум-класс. А вот среднего класса у нас почти не стало. Тот, кто покупал дорогие модели, продолжал их покупать. На них спрос большой, и на недорогие модели тоже.

Не будут первоочередными в этой ситуации, наверное, и рекламные расходы.

И это основные шаги, как я их вижу

Если компания попадает в кризис, кто первым «бежит с корабля»?

...

Илья Кондратьев, председатель Совета директоров компании «Феликс»

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU