Learning by doing

Автор: Юлия Спиридонова, «Нетология-групп»

Идите в вузы и школы в поисках талантов

Юлия Спиридонова, HR-директор «Нетология-групп»

Почему вузы готовят студентов, как и ранее, далёких от практики?

Я вижу основную причину этой проблемы в консерватизме руководителей и преподавателей вузов. Традиционно это люди старшего возраста, чьи взгляды на жизнь и учебный процесс давно сформировались. Убеждённым в правильности ранее выбранной модели образовательной среды, сегодня им тяжело реагировать на меняющиеся запросы общества и бизнеса к образованию. В современном мире очень важно уметь видеть возможности, иначе ты начинаешь сильно отставать. А ещё в этом мире очень важно научиться непрерывно учиться; мы видим, как многие знания, актуальные вчера, исчезают из нашей жизни, и их место занимают новые навыки и умения. Зачем учить человека библиотекарскому делу в эпоху Google?

Подобным образом меняются и формы донесения знаний: сегодня дистанционное и онлайн-обучение уже становятся нормой, так как делают знания доступными для широкой массы людей. Совершенно очевидно, что новое образование должно быть более гранулированным, даваться в более короткой итерации, и, конечно, оно должно быть более практико-ориентированным, чтобы соответствовать сегодняшним запросам.

Отсутствие такого понимания в комплексе рождает ситуацию, в которой вузы по инерции «конвейером» выпускают студентов, которые, «спрыгнув с платформы образования», обнаруживают себя в совершенно другом мире.

Поэтому наиболее сообразительные молодые люди, желающие чего-то большего, как правило, не полагаются на вузы как на конечную точку профессионального образования. Параллельно с учёбой они начинают строить карьеру и ищут возможности для дополнительного образования в режиме learning by doing ― на рабочих местах.

Какие профессии в IT уже испытывают острейший дефицит кадров?

— Практически все. В список самых востребованных из них я бы внесла разные формы программирования, а также разные формы менеджмента в IT. IT-менеджеры (управленцы) ? это люди, которые хорошо понимают, из каких компонентов и процессов состоит современный цифровой продукт (digital-продукт). Они понимают, кто такой программист и как устроен его рабочий день, что такое команда программистов и как можно сделать разработку более эффективной. Они также знакомы с теми задачами, которые решают «цифровые» отделы маркетинга и продаж, и осознают реалии индустрии, в которой они работают.

В этот же список я бы добавила профессии, связанные с изучением данных, базирующиеся на математике и аналитике. Даже такое преимущественно гуманитарное в прошлом направление, как маркетинг, сегодня основывает всю свою работу на анализе данных. В производстве тех же цифровых продуктов на всех стадиях требуется анализировать данные о поведении пользователей, строить гипотезы и проверять их, глядя на полученные данные. Нужна аналитика и в бизнесе, и в продажах: она позволяет взглянуть на процессы с точки зрения цифр.

Как учебному заведению повернуться лицом к бизнесу?

— Надо начать диалог с бизнесом и реагировать на его запросы и проблемы. Мой главный совет ― исследуйте рынок, посмотрите: кто сегодня нужен бизнесу? Программисты с какими навыками и необходимыми знаниями? А потом сопоставьте это с тем, что получает выпускник вашего вуза по данной специальности. К слову, в российской практике уже несколько примеров успешного взаимодействия бизнеса и вузов. Mail.ru, «Яндекс» и «Касперский» активно сотрудничают с вузами и совместно готовят специалистов по востребованным специальностям на базе учебного заведения, «выращивают» новые кадры.

Мотивация нового поколения — в чём секреты?

...

Материал подготовила Кристина Фирсова

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU