Бизнес-мероприятия в России ― это огромный мир знаний, встреч, новых лиц…

Автор:

Родион Брехач, директор Школы бизнеса «Каменный город»:

― Очень много разных мнений о самых посещаемых бизнес–тренингах в России. Разбирая рынок бизнес-обучения регионов и столицы, можно отметить, что он очень разный и не все спикеры приходятся по духу той или иной территории нашей страны.

Не будем брать профильные события в расчёт, поговорим об известных обучающих событиях, которые касаются развития бизнеса. Все они делятся на две категории: суперизвестные спикеры либо очень актуальная тема сегодня, иногда бывает два в одном.

Для себя выделяем следующих спикеров / бизнес-тренеров: Максим Батырев, Александр Фридман, Радислав Гандапас, Игорь Манн, Ицхак Адизес, Алан Пиз, Глеб Архангельский, Игорь Рызов, Максим Поташёв, Нил Рэкхем, Гарретт Джонстон, Илья Балахнин, Роман Тарасенко, Владимир Герасичев, Арсен Рябуха. Список можно продолжать и дальше, но мы фокусируемся на этом составе и сами же привозим их в регионы. Спикер от бизнес-тренера отличается простым критерием: один делится своим опытом и рассказывает кейсы, второй тренирует.

Основные темы, с которыми приезжают спикеры: продажи, маркетинг и управление. Редко поднимается тема автоматизации, большой актуальностью у бизнеса стала пользоваться тема налогов и финансов.

Примеры:

1. Спикер Максим Батырев: «45 татуировок менеджера: неопубликованное» ― продолжение книги, которая стала бестселлером

2. Бизнес-тренер Игорь Рызов: «Чёрно-белые переговоры», Игорь ― мастер по переговорам. Темы построены на разных частях переговорного процесса, которые он даёт в своих тренингах.

3. Бизнес-тренер Александр Фридман, имеет очень серьёзный курс «Homo Boss: Человек Управляющий» разделённый на отдельные семинары, к примеру: «Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчинённых!.

4. Бизнес-тренер Радислав Гандапас ― «Полная Ж» или «Крест лидера», всё о харизме и лидерстве.

5. Бизнес-тренер Игорь Манн: «Мои 119 любимых инструментов маркетинга».

Каждая тема отражает компетенции спикера или бизнес-тренера, направленность его бизнес-обучения. Названия формируются из контекста обучения. Часто названия броские и продающие ― маркетинг, что тут скажешь…

Зачем ходят?

Наши друзья и коллеги в 2016 году проводили опрос на нескольких своих мероприятиях по теме: «С какой целью вы посещаете бизнес-обучение?» Было три основных ответа: первое место занял «меня отправили», второе ― «хочу обрасти новыми связями» и только третье место занял «хочу получить новые знания и компетенции». Сначала мы удивились и опечалились, но потом сделали проекцию на наше прошлое в школе и, увидев сходство, посмеялись.

Кто?

Мероприятия сферы бизнес-обучения посещают в основном представители среднего и малого бизнеса. Причины простые: строить внутри компании систему обучения дорого, долго и для этого нужны профессионалы, малому бизнесу ― без надобности, средний ― в большей части внутри учат продажников или производственников в зависимости от сегмента рынка. Крупный бизнес строит систему обучения и развития персонала, на рынок бизнес-обучения приходят за уникальным продуктом. Сбербанк, «ЭР-Телеком», «Ростелеком», ПИК ― отправляют запросы «Нам что-то прям эдакое нужно для своих топов», а позднее мы формируем техническое задание и подбираем уникального специалиста.

Учат в основном линейный персонал, специалистов отделов продаж и маркетинга, финансовые службы, топ-менеджеров. По нашим проектам по составу расклад такой: управленцы ― 52 %, специалисты ― 35 %, остальные ― 18 % и СМИ ― 5 %.

Цены

По регионам разброс цен совсем небольшой. Москва, столичная стоимость на конференции: от 10 000 до 20 000 ― категория «стандарт»; следующая категория «бизнес» +100-150 % в зависимости от проекта; далее VIP от бизнеса ― ещё + 100-200 %. Пакеты очень разные по проектам, связаны с преференциями внутри них, регионы от столицы не сильно отличаются по наполнению, названия могут быть современнее. Например, welcome-кофе. Пакеты формируются на основе расчёта средний цены за проект, опытные провайдеры по обучению знают свою статистику. По нашей практике 60-70 % пакеты «стандарт» и «комфорт», 10-20 % ― «бизнес», 2-5% ― это VIP. Плюс ещё пакеты дают возможность получить более комфортные условия за большую цену, так как для части топ-менеджеров и собственников всегда важно быть в 1-2 ряду прямо около спикера, пообедать со спикером, задав интересующие его вопросы в малом кругу, получить материалы, которые не для всех. Для специалистов чаще всего используют «стандарт», всё так же вопрос иерархии в компании. Но мы начали встречать интересную тенденцию у молодых компаний: они все ходят и покупают «стандарт» или, наоборот, всем категориям сотрудников VIP.

Сергей Воронков, генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» (конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» и выставочный комплекс «Ленэкспо», г. Санкт-Петербург):

― В «Экспофоруме» и «Ленэкспо» проходит 160–170 собственных, партнёрских и гостевых мероприятий в год: международные и российские выставки, форумы, ротируемые конгрессы, спортивные ивенты, концерты и ярмарки.

Проекты B2B и B2C-тематики заметно отличаются друг от друга, и оценивать успешность мероприятий стоит с учётом рынка, аудитории, продаж, динамики роста по сравнению с предыдущими годами.

Самые посещаемые мероприятия в «Экспофоруме» в 2017 году: Петербургский международный экономический форум (14 000 участников, организатор ― «Росконгресс»), Петербургский международный газовый форум (11 500 посетителей-специалистов, организатор ― «ЭкспоФорум-Интернэшнл»), Российский национальный конгресс кардиологов (5000 человек, организатор ― «Российское кардиологическое общество»), международный инновационный форум SmartTRANSPORT (3500 человек), международная агропромышленная выставка-ярмарка «Агрорусь» (92 000 посетителей, включая 3000 специалистов, организатор ― «ЭкспоФорум-Интернэшнл»).

В тренде ― сращивание форматов: выставки дополняются деловой и развлекательной программой, конференция включает элементы шоу и т. д.

Во время выставок бизнес-конференции и семинары идут 2–4 дня и собирают от нескольких десятков до нескольких тысяч специалистов конкретной отрасли: коневодов («Иппосфера»), специалистов сельского хозяйства («Агрорусь»), инженеров («Российский международный энергетический форум»), ювелиров (JUNWEX) и других.

― Какие самые популярные, востребованные темы / спикеры?

Руководители выставочных и конгрессных проектов хорошо знают свою отрасль, поэтому выбирают авторитетных и компетентных спикеров для своей аудитории. На профессиональных деловых мероприятиях эксперты говорят о последних трендах в индустрии, о путях решения её структурных, системных проблем, о новых подходах и технологиях. К слову, сегодня очень много мероприятий на тему «блокчейн».

Пример интересных тем: у нас на форуме SmartTRANSPORT самыми посещаемыми стали круглые столы, посвящённые безопасности на транспорте в преддверии чемпионата мира по футболу - 2018, созданию доступной среды для инвалидов, развитию региональных воздушных линий, внутригородских железнодорожных перевозок, эко-транспорта, IT-технологий. Инновации, социальная среда, сервисы и экология ― универсальные и перспективные темы.

Что касается востребованных спикеров, это лидеры мнений в своей сфере, опыт которых вызывает интерес, популярные публичные предприниматели и известные государственные деятели. Так, на пленарном заседании Газового форума выступили губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Александр Медведев. На открытии конференции REMIC («Управление недвижимостью корпораций») выступил Виталий Маркелов, заместитель председателя Правления ПАО «Газпром», член Совета директоров ПАО «Газпром».

На пленарное заседание международного форума «Российский промышленник» мы пригласили Андрея Шаронова, президента Московской школы управления «Сколково», губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, главу УК «Роснано» Анатолия Чубайса и других высоких гостей.

― От чего зависит цена мероприятий, как получить самые «сладкие» условия?

Цена на проведение мероприятий рассчитывается по ставкам ― официальному прайс-листу наших услуг. Смотрим предполагаемую дату, какая в это время загрузка залов и павильонов, рассчитываем стоимость в зависимости от площади мероприятия или примерного количества участников.

В менеджменте мероприятий много нюансов. Например, заказчик хочет завезти на выставку фудтрак и считает, что достаточно оплатить аренду площади по часам. Но мы, как профессиональные организаторы, должны убедиться в наличии разрешения на торговлю, продумать «подкладку» под фургон, чтобы оставить полы чистыми и целыми. Цена увеличивается. Если несколько агентств участвуют в тендере, мы им всем предоставляем одинаковые данные по ставкам, а они передают заказчику цену с учётом своей комиссии.

Посетителям бизнес-конференций я бы советовал заранее покупать билеты на желаемое событие. При раннем бронировании билеты обычно дешевле и высоки шансы попасть на проект, пока не случился sold-out.

Елена Мельникова, основатель и генеральный директор MAXIMICE:

― В компании MAXIMICE пристально следят за событиями, происходящими на рынке. Есть несколько типов мероприятий, которые посещают наши сотрудники, условно разделим их на следующие блоки.

Первое ― мероприятия собственной отрасли. Те, где мы сами можем чему-то поучиться либо научить коллег из индустрии. Как правило, они связаны также и с какими-то профессиональными конкурсами, рейтингами. Для большего интереса слушателей (потому как бизнес достаточно узкий и многие друг друга знают) нередко приглашаются иностранные спикеры. Стоимость посещения таких мероприятий колеблется от 12 000 до 100 000 руб. в зависимости от пакета, количества дней, формата участия (спикер / слушатель). Например, форум Global Event Forum, деловые программы в рамках конкурсов «Золотой пазл» и Global Event Awards, фестиваль BEMA; конкурсы, бизнес-завтраки и конференции, проводимые различными объединениями ― Ассоциация корпоративных медиа России, Национальная ассоциация организаторов мероприятий. Для членов ассоциаций участия бесплатные либо предполагают существенные скидки.

Второе ― мероприятия из смежных областей. Здесь чисто образовательные задачи. Форумы по маркетингу, мастер-классы по продвижению В2В в Интернете, конференции по digital, практикумы по PR и так далее. Всё дело в том, что ранее бизнес поставщиков по организации мероприятий был чётко сегментирован. Сегодня, как в тендере, так и на проекте, встречаются агентства из самых разных областей: MICE, event, business travel, туризм, маркетинг, PR и другие. Поэтому и повышать квалификацию персонала необходимо разносторонне, в соответствии с требованиями времени. Ценник здесь колеблется в пределах 20 000–45 000 руб. Выступают также признанные гуру.

Третье ― мероприятия, связанные с бизнесом наших клиентов. Чтобы предоставлять им актуальные услуги, мы должны быть достаточно информированы. Так, мы посещаем различные конференции, ориентированные на специалистов конкретных областей. Иногда принимаем участие в дискуссиях, круглых столах. Посещение таких мероприятий обходится примерно в 35 000 рублей (если мы не являемся приглашённым спикером). Среди частых организаторов различные издательские дома: «Ведомости», «Коммерсантъ», РБК и другие.

MAXIMICE, как лидирующее агентство в сфере организации бизнес мероприятий, и само проводит различные образовательные программы для заказчиков корпоративных мероприятий. Формат ― закрытый. Условия участия: бесплатно для действующих клиентов компании, для потенциальных определяется минимальная пороговая стоимость, либо решается вопрос о допуске индивидуально. Мы рассказываем об актуальных направлениях, новых площадках, презентуем новые программы и концепции, разъясняем текущие тренды в индустрии, говорим об особенностях работы с проектом в условиях сжатых сроков и рассматриваем другие полезные для наших клиентов темы. На наших мероприятиях мы выступаем сами, иногда привлекаем ключевых партнёров. Например, 01 марта состоится совместная презентация MAXIMICE с сетью отелей Marriott, а 05 марта будет вечерняя программа с мастер-классом «Вкус Скандинавии» от First United. На креативные сессии (совмещение теории и практикума по брифованию, рождению идей и т. д.) мы часто приглашаем наших партнёров из международного объединения event и маркетинговых агентств 27Names (MAXIMICE является со-акционером организации).

Владимир Турков, Head of Development, Moscow Speakers Bureau:

...

Кристина Фирсова

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU