Не бывает сложных клиентов...

Автор: Наталья Долина, Европейский Центр Бизнес Коучинга

Чем отличается наш вариант коучинга и европейские стандарты ?

Принято считать, что европейский вид коучинга более мягкий, интервенция коучей более спокойная, следующая за клиентом. В российском коучинге, на мой взгляд, интервенция может быть более активной. Интервенция – это активная позиция коуча. Часто коучи вырастают из руководителей. Поэтому зачастую получается комбинация личной экспертизы и коучинга. Мастерство коуча зависит от умения и возможности совмещать два подхода и разделять классический коучинг и элементы консультирования.

Профессиональный коучинг всегда хорошо вуалирует свою экспертизу под четко заданный вопрос, раскрывающий экспертизу своего собеседника. Существует два вида коучинга – на раскрытие личностей и на достижение целей. Мне кажется, что в России сейчас этап активного достижения целей. А у нас развивается форма коучинга с условным названием «пинать до цели», когда коуч всеми силами двигает своего клиента к достижению цели. Это ни плохо, ни хорошо. Просто более интересная комбинация, конечно же, когда достигается цель, и фокус держится на раскрытии потенциала личности.

Когда и почему Вы можете вежливо не принять заказ крупной компании ?

― Когда возникает ситуация «забивать микроскопом гвозди». Это когда коуч требуется для простой, формальной задачи, для галочки – когда надо оприходовать бюджет, или когда первое лицо хочет продемонстрировать, что его люди развиваются. Иногда компания может заказать услугу коучинга, а у людей нет ни доверия, ни искреннего желания общаться с коучем – тогда это чисто формальная работа.

Обесценивание, ненужность результата в компаниях иногда бывает. Поэтому я люблю клиентов, которые реально настроены на продвижение, на вскрытие, развитие. И компании должны понимать, что они инвестируют в свое будущее через раскрытие своих сотрудников.

Второй момент, когда я точно могу отказаться – когда корпоративная культура организации еще не готова к внедрению такой философии как коучинг. Они просто хотят волшебную пилюлю, которая называется коучинг. И они заходят к решению существующей проблемы через ложную дверь – дверь подавления, директивы.

Чтение нон стоп не повышает интеллект (по цитате Мао), а коучинг для клиента?

― Постоянное чтение способствует повышению информационного интеллекта. При этом может отрывать человека от практики, не всегда дает развивать эмоциональную сферу. А коучинг является способом, инструментом, философией, методикой, позволяющей прокачивать эмоциональный интеллект. На результативность влияет именно эмоциональный интеллект – сфера эмоций. И умение управлять, распознавать эмоции – это очень важный навык современного человека, особенно, руководителя. Читая, развить эмоциональный интеллект невозможно.

Как изменились Ваши знания, методы работы, взгляды на бизнес и его лидеров в процессе практики коучинга?

― Очень изменились. Чем больше общаешься с людьми, тем больше начинаешь их понимать, принимать, а значит, любить. И сегодня для меня нет сложных клиентов. Ко мне приходят только мои клиенты, так как подобное притягивает подобное. Второй момент очень важный: когда у коуча что-то с клиентом не получается, то ответ всегда один – недолюбил. Любовь является главным элементом взаимодействия, главной философией, главным принципом общечеловеческих отношений.

Как вы считаете, в чем будущее бизнес­коучинга, как он будет развиваться?

– Я думаю, что в дальнейшем он все больше войдет в компанию как философия, как культура. Потому что коучинг – это не только способ достижения целей и раскрытия людей. Это еще и способ взаимодействия между людьми. Если коуч понимает, принимает, исследует, задает раскрывающие вопросы, раскрывает в человеке экспертизу, уверенность, то получается, что это становится желанная, экологичная, уважительная форма взаимодействия.

Кто более эффективный: внешний коуч или внутренний?

– Внешний, конечно. Потому что он более нейтрален, у него разнообразный опыт. Внутреннему коучу тяжело отделиться от знаний процесса и людей в своей организации. Главное не воспринимать внутреннего коуча как жилетку для плача или способ решения общих проблем.

*Наталья Долина, учредитель и генеральный директор Европейского Центра Бизнес Коучинга

Материал подготовила Ольга Кошарная