Несколько вопросов кандидату на «топ» позицию на понимание основ «управления (менеджмента)»

Автор: Калашников Андрей, «Актуальные управленческие решения»

1. Какие факторы являются по Вашему мнению условием долгосрочной успешности бизнес-организации?

Ответ:

Принятие управленческой командой любых решений с опорой на научные факты (не только на опыт, но на знания и понимание научных основ управления, и ни в коем случае не на интуицию)

Забота о психологическом комфорте людей;

Положение отрасли/товара на S-образной кривой;

Конкурентноспособность товара/компании.

2. Что самое важное в управлении мотивацией персонала?

Ответ:

Отсутствие демотивирующих факторов, воздействующих на персонал;

Понимание руководителем (управленческой командой) различий в типах внутренней мотивации сотрудников.

3. Что делает менеджера успешным (главные факторы)?

Успех в любом деле есть производная многих факторов. Однако если выбирать общие, первостепенные факторы (без учета конкурентноспособности продукта/организации!) то вот они.

Факторы повышения влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности (Закономерность Филлера-Лейстера):

  • высокая мотивация;
  • значительный опыт;
  • основательная поддержка со стороны подчиненных;
  • благоприятные деловые отношения с вышестоящим руководством.

«И наоборот, недостаточные мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством ведут к снижению влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности»

4. Назовите базовые ценности бизнес-организации

Базовые – это те ценности, без которых бизнес исчезнет.

Базовые ценности организации:

  • прибыль;
  • клиентоориентированность;
  • конкурентность;
  • управляемость.

5. Какую конкретную пользу Вы можете принести нашей организации?

Правильный ответ:

Пока мною не проведена диагностика предприятия в целом и не проведен анализ поставленных задач с выходом, в необходимом минимальном объеме, на итоговый SWOT-анализ, говорить о какой-либо «пользе и потребных и непотребных результатах» слишком преждевременно, то есть крайне непрофессионально.

6. Назовите один критерий по которому Вы бы оценили качество бизнес-организации.

Играет роль много факторов - и цели, и стратегия бизнес-организации, и соответствие компетенций управленческой команды поставленным целям.

Если не рассматривать результативность деятельности организации (объективные показатели, конкурентноспособность, положение на рынке и т.д.), как производную многих факторов, то для нацеленной на рост и развитие в долгосрочной перспективе бизнес-организации, качество организации можно оценить через степерь достижительной мотивации ее персонала – внутренней устремленности сотрудников ко все более высоким результатам через повышение квалификации, инновационность, производительность.

Такой тип мотивации чаще бывает врожденным, реже его можно воспитать, привить. Носителями такого стиля мотивации не могут быть все сотрудники и в каждой организации по-своему должна быть найдена определенная доля наличия их на соответствующих должностях.

Мотивация достижения – под ней понимается стремление получить определенные блага в качестве вознаграждения за труд.

Мотивация избегания – стремление избежать наказания или других негативных санкций за невыполнение поставленных задач, недостижение запланированных результатов или неудовлетворительное исполнение функций.

7. Как Вы понимаете понятия «рост» и «развитие» бизнес­организации?

Правильный ответ:

Существует распространенная ошибка – путают понятия «рост» и «развитие».

«Рост не равен развитию. Рост понимается как увеличение массы однородных элементов, развитие – изменение элементарного состава той же системы и способов их соединения. Если вы приняли больше работников, произвели больше продукции, создали больше филиалов – это только рост. Развитие начнется, с перехода на новую продукцию, с изменения методов руководства и т. д. Это и есть нововведения. Инновационный потенциал организации рассматривается как главный стратегический ресурс».

«Если вы наращиваете то, что уже есть, то это еще не развитие. Другое дело, если бы вы занялись разработкой новой филиальной политики или ввели новые методы управления филиальной сетью». (А.И. Пригожин, Методы развития организации).

«Стратегическое управление показало, что выход организаций на новые объемы (товарообороты, доли рынка, охват клиентуры, рентабельность, капитализация) возможен только через осуществление нововведений, воспитание на фирме способности к саморефлексии, переход от реактивной к проактивной позиции, повышение квалификации персонала, ускоренное освоение новых методов мотивации, анализа конкурентной среды и т. д. Более того, многие герои современного бизнеса приходят к выводу, что все параметры роста могут быть обеспечены, если организация успешно управляет своим развитием. В профессиональной управленческой среде получает признание следующая формула: развитие важнее роста.» (А.И. Пригожин, Дезорганизация: Причины, виды, преодоление / А. И. Пригожин. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 402 с. — (Серия «Синергичная организация»)

8. В чем состоит работа менеджера?

Правильный ответ:

В распределении ресурсов и усилий компании, направленном на использование всех благоприятных возможностей для достижения экономически значимых результатов. «…большая часть времени, работы, внимания и денег направляется прежде всего на «проблемы», а не на благоприятные возможности и во вторую очередь на те области, где даже выдающиеся успехи минимально влияют на результат». Питер Фердинанд Друкер. «Классические работы по менеджменту». Источник: http://www.actually.pro/0340.html

9. Почему мы должны остановиться на вашей кандидатуре?

Правильный ответ:

Я не имел возможности изучить работу других претендентов на должность, равно как и ситуацию в Вашей компании.

Уверен другие кандидаты в чем-то превосходят меня – всегда есть, был и будет кто-то лучше.

10. Назовите первое или главное с чего Вы начнете свою работу в роли руководителя?.

Правильный ответ:

Первое, что должен сделать новый руководитель, вступающий в должность, одновременно с диагностикой предприятия в целом и конкретных поставленных задач, это оценить и в случае необходимости предпринять меры для налаживания управляемости вверенным ему участком.

Не стоит браться вообще не за какие преобразования и мероприятия при низкий показателях «управляемости» предприятия.

Грамотный управленец заинтересован в том, чтобы максимальное количество целевого воздействия перевести в ранг организационного Порядка по принципу: больше правил, меньше заданий. Тогда управление организацией будет напоминать режим «автопилота»: все работают по правилам, и только в нестандартных ситуациях руководители переводят ее на «ручное управление».

Управляемость:

  • осуществляемость решений (она никогда не бывает полной)
  • согласованность целей и действия (рассогласование, так или иначе неизбежно)
  • устойчивость организационного порядка (частые изменения или замены в нем дезорганизуют компанию

*Калашников Андрей , Эксперт по проблемам организаций «Актуальные управленческие решения»