Голова-сердце-руки...

Автор: Александр Улесов

Какими особыми знаниями и талантами могут отличаться известные и именитые бизнес тренеры?

В зависимости от того, на чем специализируется бизнес-тренер – на решении каких именно бизнес-задач клиента, у него могут быть выражены разные компетенции. Конечно, и таланты могут быть разные. В целом я очень часто смотрю и на таланты, и на компетенции бизнес-тренера по структуре – «голова-сердце-руки». Голова – это интеллектуальные способности, насколько точно и быстро он способен идентифицировать проблему, определить ее причину, предложить решение, которое действительно будет хорошим решением. Иными словами – насколько точно и быстро человек «соображает». «Сердце» – это эмоциональный интеллект тренера. Насколько хорошо он чувствует аудиторию, насколько точно он понимает настроение и отношение к теме людей, умеет ли он «очаровать» аудиторию, не вызывает ли сопротивления своей личностью и тем, как он управляет работой группы. «Руки» – это технологичность, палитра инструментария, которым работает тренер. Чем более богат арсенал его инструментов, чем более он вариативен в работе по постановке навыка или продажи идеи – тем более «рукастый» тренер.

В чем отличие знаний и пользы для бизнеса консультантов от знаний и навыков тренеров?

― Очень часто эти роли смешиваются в реальной работе с клиентом. Зачастую, в теории, граница проводится с помощью понятий «экспертное» и «процессное» консультирование. Консультант в роли эксперта знает «правильный» ответ в вопросе решения проблемы клиента, у него достаточно обширная практика в решении аналогичных проблем, наработанный багаж примеров «как надо» и «как не надо» решать такого рода бизнес-задачи. В этой роли хороший бизнес-тренер очень часто помогает клиенту структурировать запрос, определить и предложить клиенту тот подход, который действительно даст необходимый результат и эффект от него для бизнеса. В тоже время, очень часто бизнес-тренер работает и в так называемом «процессном» подходе – когда его задача выстроить путь для поиска наиболее оптимального и жизнеспособного решения проблемы, провести клиента по этому пути, не гарантируя при этом, что решение, которое будет выработано и внедрено, действительно окажется единственно верным. С помощью процессного подхода хорошие бизнес-тренеры зачастую помогают клиентам решать «открытые» задачи – такие, которые на самом деле не имеют единственного верного решения и задача – найти самое оптимальное, жизнеспособное решение, помочь клиенту убедиться, что оно действительно способно дать необходимый бизнесу эффект, проверить его на прочность перед внедрением, помочь клиенту сформировать план внедрения и сделать первые шаги.

Очень часто разница очевидна и в сути задачи, которую решает консультант/ бизнес-тренер. Консультант зачастую сфокусирован на системном решении бизнес-задачи клиента, бизнес-тренер же – фокусируется на людях, необходимых им для решения задачи навыках и знаниях. В этом аспекте его внимание более сфокусировано на человеческом факторе, нежели чем на системном решении вопроса.

Вы ставили перед собой цель стать успешным тренером или все произошло само собой?

― Я всегда ставил и продолжаю себе ставить цель быть полезным для своих клиентов, концентрироваться на том, чтобы давать именно тот результат, который необходим для решения конкретной бизнес-задачи. Свой успех как бизнес-тренера и свой высокий уровень востребованности, большое количество рекомендаций клиентами я связываю именно с этим.

Как Вы готовитесь к тренингу изучая компанию?

― Если говорить о навыковых тренингах, то процесс моей подготовки начинается задолго до события.

В первую очередь, я погружаюсь в контекст и в специфику – провожу интервью с ключевыми руководителями, в результате которых у меня формируется четкое понимание – что должно стать результатом тренинга: чему конкретно люди должны научиться, что должно и как измениться в их рабочем поведении. Нельзя сбрасывать со счетов что уже люди знают по вопросу, но почему они это не используют в своей практике? Очень часто исследование этого вопроса приводит к пониманию объективных барьеров, которые стоят перед людьми и тогда программа должна быть дополнена инструментами, техниками и приемами, которые помогут будущим участникам эти барьеры рабочей среды преодолевать, делать это ценой меньших усилий.

Я довольно часто фокусируюсь на том, чтобы отыскать в компании примеры действительно успешного (с точки зрения задачи готовящегося тренинга) поведения менеджеров самой компании. Что они делают принципиально иначе, чем остальные? В чем особенность их подхода? Можно ли его алгоритмизировать и остальных учить именно тому, что на практике делают реально успешные менеджеры.

Заключительная часть подготовки – сценарий. Тут важно подготовить такие упражнения, выстроить их в такой логике, что с одной стороны действительно поможет людям интересно потренироваться и «пощупать» целевой навык / алгоритм поведения, а с другой стороны – позволит участникам получить ценные и полезные инсайты о себе, посмотреть на ситуацию под несколько другим углом зрения, увидеть – как в реальной жизни им действительно поможет тот алгоритм, который мы изучаем на тренинге, навык, который мы тренируем. Это – залог успеха в процессе последующего переноса навыков участниками из тренинговой среды в рабочую.

И последнее – на каждую тему, на каждый блок тренинга я придумываю «правополушарные» метафоры, видео примеры, анекдоты, которые помогут участникам почувствовать и прочувствовать то, чему мы учимся.

Когда компании реально нужен консалтинг, а когда тренинг? Как ей это помочь понять?

― Очень часто бывают ситуации, когда решение реальной бизнес-проблемы Заказчик хочет подменить обучением людей. Самый типичный пример, наверное, в теме – мотивация. Нужно научить менеджеров нашей компании приёмам нематериальной мотивации людей, потому что у нас растет текучка. Если копнуть глубже – то можно выяснить причину роста текучки, она возможно, кроется вовсе не в том, что менеджеры не уделяют внимания индивидуальной работе со своими подчиненными, а в том, что уровень оплаты неконкурентоспособен по сравнению с рынком.

Я стараюсь помочь клиенту на самом первоначальном этапе – когда мы только обсуждаем запрос. В чем причина такой ситуации? Если мы обучим людей, тому-то и, тому-то – мы действительно сможем устранить причину проблемы? Точно ли люди не умеют делать то, чему мы хотим их обучить? Если умеют, то почему не делают / делают недостаточно хорошо? Какие еще факторы, помимо навыков людей, могут влиять на проблему? Зачастую итогом такого структурирования запроса становится выход на более системные вещи, чем только навыки людей, и если это происходит, то тренинг становится более полезным – ведь помимо навыков мы начинаем воздействие и на другие составляющие, совокупный эффект от этого становится более мощным и приводит порой к более ценным эффектам для бизнеса.

Как обычно компании выбирают тренера? Какие ошибки допускают при этом?

― Ключевой фактор – доверие. Очень часто Заказчик выбирает тренера именно по этому параметру. Доверяю ли я этому конкретному специалисту? Почему именно ему?

Это иногда играет и злую шутку – некоторые клиенты, имея позитивный опыт сотрудничества со мной, например, по темам обучения своих менеджеров управленческим навыкам или развитии управленческой гибкости, стратегического мышления, обращаются ко мне и с запросами проведения тренингов по переговорным навыкам. Это не моя тема, объясняю я, я порекомендую Вам другого специалиста, который именно в этой теме будет для Вас существенно полезней. Нет, Александр, доверяем Вам, наши менеджеры точно пойдут за Вами, хотим, чтобы именно Вы их обучили по этой теме. Приходится отказываться – ведь я не универсальный солдат и не «мастер на все руки»

 Как надо правильно торговаться по цене тренинга? Чем крупные компании порой злоупотребляют, пытаясь “прогнуть” тренера?

― В моей практике попыток «прогнуть» практически не бывает. В редких случаях клиент говорит, у нас вот такой бюджет и ни копейкой больше. В этом случае мы либо ищем возможности – как привести стоимость мероприятия к целевой цене за счет удешевления программы, исключения из нее тех элементов, которые со своим устранением и результат обедняют, но не настолько критично. Или я предлагаю другого бизнес-тренера, возможно, менее востребованного, который согласен провести по моей программе за меньший гонорар. В этом случае, я конечно же, не отвечаю за финальный результат – клиент работает уже с коллегой напрямую.

«Торговаться» правильно можно тогда, когда ты понимаешь, какую именно ценность от тренинга хочет получить Заказчик и как ее можно дать за те деньги, которые он хочет потратить на приобретение этой ценности. Тут можно искать условия, при которых «win-win» возможен.

Иногда тренеры повторно приходят в компанию только чтобы проследить как реализуется их план задач после тренинга. Насколько это важно?

― Это действительно важно. В моей картине мира, задача тренера – не только и не столько провести конкретное мероприятие, но сделать так, чтобы люди действительно изменились по итогам, стали делать что-то принципиально иначе, чем до тренинга. Если указанный эффект не наступает – что-то пошло не так. Что-то из замысла не сработало. Или оказалось недостаточно и нужна еще интервенция.

Если говорить о решениях, которые были выработаны на стратегической сессии топ-менеджмента при моей модерации, то я всегда отслеживаю два момента – внедрены ли соответствующие решения и дали ли они тот эффект для бизнеса, на который мы прицеливались. Очень часто бывает, что с течением времени для полноценного внедрения принятого решения, необходимо сделать еще какой-то шаг, который на сессии оказался неочевидным или недооцененным. В этом случае я позволяю себе перейти в роль консультанта и «советовать» Заказчику, что необходимо усилить для достижения результата.

 Экзотические тренинги ­ какова их ниша и шансы развиваться?

― Люди часто хотят чего-то необычного, особенного, порой – пикантного. Есть тренеры, которые с разной степенью успеха занимают эти ниши. Я верю, что, если у тренера действительно страсть, высочайший профессиональный интерес к «экзотической» теме или формату – он обязательно будет востребован своей целевой аудиторией. Если же это только результат анализа рынка и попытка занять «место под солнцем» без глубокого интереса к теме – ничего выдающегося из этого не выйдет. Только слухи и подшучивания.

 Чем отличаются реальные тренинги от онлайн ­ это как поцелуй через платочек?

― Не совсем. По довольно широкому спектру тем можно тренироваться «онлайн». В таком формате тренер погружает участников в контекст того, чему они учатся, а вот тренировка чаще всего – ответственность самого участника в своей собственной реальной жизни. Широкое распространение получают разные онлайн квесты, марафоны и т.п. мероприятия, в некоторых из них я сам с удовольствием участвую и тренируюсь. В онлайн обучении критическое значение для получения результата играет мотивация самого участника. Если навык ему действительно нужен, и он реально применяет в жизни то, что получил от тренера в онлайн формате – эффект непременно наступит. Если же выражена критическая позиция или просто любознательность, желание человека пополнить свои знания «новой схемкой» – будет соответствующий результат.

Появляются на рынке и различные онлайн тренажеры, с помощь которых участник обучения тренируется не на своем реальном рабочем контексте, а в некоторой специально смоделированной онлайн игре. Не по всем темам и не по всем навыкам, важным для успеха в бизнесе, такое пока возможно – но жизнь не стоит на месте и процесс цифровизации открывает горизонты и ставит новые интересные задачи и в этом вопросе.

 Тренинг принятия решений ­ что в нем важно и почему тренинг в разы эффективнее чтения книг по теме?

― Хороший тренинг по любой теме в разы эффективнее чтения книг по теме, поскольку на тренинге человек не только узнает что-то новое. Но он получает то, чего не способна дать книга – попробовать в безопасном пространстве то новое, что он узнал, увидеть, какой эффект для него лично этот подход дает и получить обратную связь от тренера – что именно он сделал правильно, а где – нужно еще доработать. Именно по этой причине правильно построенный тренинг существенно эффективнее книги.

Если говорить о теме принятия решений, то хорошо построенный, адаптированный под специфику конкретного бизнеса тренинг научит людей не только общим инструментам анализа проблем, выработки вариантов и принятия решения, но и позволит участникам увидеть «здесь и сейчас» эффект от применения соответствующих инструментов, создать мотивацию для переноса полученных навыков в рабочую жизнь с учетом обратной связи от ведущего.

 Какие новации в тренингах и их тематике Вы сейчас готовите?

― Последнее время у меня много запросов, связанных с двумя темами – управленческая зрелость и гибкость в принятии управленческих решений, переосмысления своих управленческих стереотипов и их влияния на жизнеспособность, эффективность принимаемых управленческих решений в изменившихся условиях. Такие запросы, конечно, побуждают и меня не стоять на месте, развивать свой как содержательный, так и методический арсенал, переосмыслять свой опыт и расти.

 Спектакли ­ Ваше мнение о таком тренинге?

― Не так давно я учился в школе режиссеров. Один из главных выводов, который я сделал – правильно построенная драматургия, отвечающая вопросу аудитории, может дать мощный толчок желанию человека меняться, работать над собой, добиваться новых результатов за счет новых действий. Поэтому к спектаклям, как к формату бизнес-тренинга, я отношусь с большим интересом. К сожалению, практика показывает, что далеко не всегда «режиссерская задумка» бизнес-тренера правда дает тот эффект, который ждет аудитория. Но это – как и с обычными спектаклями или с обычными тренингами. Сердце, Душа и Руки мастера всегда чувствуются. Я сам пока недостаточно готов к тому, чтобы подобное даже попробовать воплотить. Моя самооценка мне пока не дает мне права замахнуться на спектакль-тренинг.

 Когда имидж предпринимателя сильно отличается от его реальной сути ­ как это понять и Ваши советы по работе с таким лидером?

― Сильно зависит от запроса этого предпринимателя, с которым он обращается и задачи, с которой предстоит работать. Иногда это обстоятельство и есть корневая причина проблемы, которую пытается решить предприниматель, обращаясь к бизнес-тренеру. тут важны два момента: убедиться, что ты сам адекватно видишь ситуацию, что ты эту проблему видишь реально, а не придумал. В чем именно расхождение между образом и реальным поведением? Насколько это расхождение критично для того результата, который стремится получить предприниматель? И второе – сделать так, чтобы об этом расхождении предприниматель узнал «не со слов». Важна такая обратная связь ему, которая позволит прочувствовать это. Если это сделано хорошо, дальше он все сделает сам. Или запрос изменится.

 Многие тренеры стали и коучами. Это разные методики. Как они уживаются в одной личности?

― Самое важное в профессии – понимать в какой роли ты сейчас и каким инструментом ты сейчас работаешь. Для чего? Какой результат нужен и от чего он зависит? Многие бизнес-тренеры так и не стали коучами, потому что, работая в жанре коучинга, продолжают думать, как бизнес-тренер. Вроде бы коучинговые инструменты используют, но из картины мира бизнес-тренера. Это как водитель и пешеход – все двигаются, но маршрут строят очень по-разному.

Александр Улесов, Бизнес-тренер, модератор стратегических сессий и бизнес-симуляций, Управляющий партнер студии жанрового учебного кино T&D.film