Edutainment: развлекать нельзя информировать. Что важно для российской аудитории?

Автор: Никита Непряхин, бизнес-тренер

 Формат edutainment в последнее время набирает популярность. Как вы считаете, почему?

Во-первых, ничего не изменилось за сотни лет. Как и раньше зритель хочет и хлеба, и зрелищ. Во-вторых, мы живем в такое время, когда информационные потоки просто сваливаются на нас. Столько информации отовсюду, что она просто не успевает задерживаться у нас в голове. Запоминается либо то, что действительно попадает в нашу картину мира и в наши интересы, либо то, что представлено максимально ярко и эмоционально. В-третьих, рынок бизнес-иветов растет, и это невозможно отрицать. Чем больше мероприятий проходит, тем выше конкуренция. Значит, надо чем-то брать новым, ярким, эффективным.

 Как вы считаете, игры «Монополия» и «Мафия» соответствуют формату edutainment?

― Не думаю, что стоит сравнивать настольные игры и edutainment. Не во всех настольных играх есть элемент обучения, а формат edutainment — это прежде всего про обучение. Это не отменяет тот факт, что настольные игры могут быть обучающими, но для этого должен участвовать игротехник или специалист по обучению, который проведет рефлексию, объяснит ход прошедшей игры, проведет обратную связь, расставит нужные акценты, сделает правильные выводы. Для edutainment настольные игры — слишком пассивный формат. Хотя, безусловно, многие игротехники могут быть использованы в интерактивном формате.

 Почему масштабные бизнес­мероприятия и тренинги стараются соответствовать формату edutainment?

― Потому что их стало слишком много, конкуренция очень высокая. Если раньше «Крокус», «Олимпийский», «Лужники» и другие крупные площадки могли собрать лишь звезды эстрады, то сейчас практически каждое пятое мероприятие так или иначе связано с бизнес-тусовкой: форумы, конгрессы, тренинги. Каждый организатор хочет сделать свое мероприятие максимально ярким, ведь держать внимание зрителей 8–9 часов подряд с помощью смены однотипных спикеров невозможно. Понимают это и организаторы, и сами зрители. Недавнее исследовании моей научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research показывает, что, например, 57,6% участников бизнес-мероприятий не представляют себе выступление без личных эмоциональных историй, использования сторителлинга, и только 4% готовы отказаться от красочных рассказов. Народ хочет зрелищ — не забывайте. Но справедливости ради стоит сказать, что у нас все равно по-прежнему мало мероприятий в таком формате. Наличие светомузыки и большого экрана с презентацией вовсе не значит, что перед нами edutainment. Чаще всего, к сожалению, за этим прячется слабый и старый как мир контент.

 Есть ли какие­либо ограничения для участия в этом формате? (Например, возрастные.)

― Конечно, ограничений, особенно связанных с возрастом, нет. Связь будет скорее с контентом, а не с подачей. Главный вопрос: а будет ли эта тема близкой, важной, актуальной для моей аудитории? Вот что должно соотносится со зрителем в первую очередь. Мы проводим мероприятия, которые посещает разная аудитория: могут прийти и студенты, и люди за 60. Но это не вопрос к формату edutainment, это работа с разной аудиторией. Как сделать так, чтобы каждый был вовлечен и получил какой-то бенефит или пользу?

 Как выбрать стоящее бизнес­мероприятие среди огромного разнообразия?

― Начинать нужно с целеполагания: что я хочу получить от мероприятия? Если честно ответить себе на этот вопрос, то становится все понятно. Если я хочу получить какие-то ценные знания, то нужно посмотреть на список спикеров и задать себе вопрос: а они могут являться носителем этих бесценных знаний? Если хочешь провести время с удовольствием и получить пользу, то выбирай мероприятия тех ребят, которые могут провести мероприятие ярко, зрелищно и эффективно. Вопросы «что я хочу», «для чего мне это нужно» и «что мне может это дать» — ключевые, но ими, к сожалению, вообще никто не задается. Поэтому и бывает такое явление, когда народ остается недоволен мероприятием, которое он посетил.

  Можно ли раскрепостить участников тренингов и мероприятий с помощью игр формата edutainment?

― Напомню: главная задача edutainment не развлечь, а обучить. И сделать процесс ярким, эффектным, образным, запоминающимся. Что делает любой оратор? Сначала он завоевывает внимание зрителя, располагает его к себе, завоевывает доверие. Те же принципы будут работать и в формате edutainment. Если человек закрыт, он не способен воспринимать информацию. Он не вовлечен. Наши мероприятия мы проводим таким образом, что вначале мы актуализируем тему, проблематизируем ее. Через какое-то время появляется интерес, далее происходит вовлечение в практику. При правильной подаче и правильной методологии обучения участник не боится выходить на сцену, практиковаться и пробовать, совершать ошибки, делать выводы, получать обратную связь. Все это делается для того, чтобы человек пришел к конечной цели — именно той, за которой он пришел.

 Как правильно анализировать поступающую информацию?

― Тут поможет критическое мышление. Первый совет: никогда не воспринимайте какие-то идеи спикеров как аксиомы или истины конечной инстанции. Любую информацию надо перепроверять перед тем, как безапелляционно ей пользоваться. Я знаю много случаев, как предприниматели наломали много дров, воспользовавшись советами псевдогуру и горе-специалистов. Всегда задавайтесь логическими вопросами: почему это так? Откуда это следует? Можно ли это проверить? Будет ли это работать с моем случае? Есть ли какие-то риски переноса этого совета в реальную бизнес-практику? Второй совет: перепроверяйте источники, не бойтесь «гуглить» информацию. К сожалению, даже многие известные специалисты обращаются к псевдонаучной информации.

 Какое будущее этого формата вы видите? Будет ли оно развиваться дальше?

― Уверен, этот формат будет распространяться и интегрироваться в разные сферы, это однозначно. К нам edutainment пришел с огромной задержкой. Если на западе это было популярно уже лет двадцать назад, то у нас он только-только появляется, и, по сути, мы являемся первооткрывателями этого формата. В 2013 году я впервые провел большой мастер-класс в формате edutainment. Я загорелся идеей создать настоящий бизнес-перфоманс. Тогда я и представить не мог, насколько это сложный, а главное, дорогостоящий процесс. Я подключал команду профессиональных актеров для создания перфоманса и иллюстрации своих кейсов. Использовал помощь режиссеров по свету и звуку для создания необходимого антуража. Композитор специально писал музыку под это действо. Монтаж декораций. Работа техников. Работала целая большая команда. Представьте, столько стоят прогоны и репетиции. И все ради одного мероприятия, созданного под конкретную сцену. Конечно, для многих зрителей это был настоящий шок. Многие шли на мастер-класс, а в сознании большинства это всегда выступление за кафедрой, ну какая-то презентация, в лучшем случае какая-то практика. А тут целый моноспектакль со своей драматургией, полным вовлечением и интерактивом. 8 часов пролетают незаметно. И, конечно, результат. Если в конечном итоге ты получаешь систему ценных знаний, или устойчивое умение, или какой-то практичный инсайт — значит, ты не просто получил удовольствие от процесса, но и непоправимую пользу. Это и есть блестящий edutainment. пока ждем!

*Никита Непряхин, один из лучших бизнес-тренеров Росcии по версии УП