Мотивация все же главнее

Автор: Богданов Михаил, Консорт Групп

 Как вы видите проблему стресса работников (и пути его уменьшения), о которой говорит известный топ­менеджер Виктория Петрова?

Я с огромным уважением отношусь к Виктории Петровой и согласен с очень многим из того, о чем она здесь пишет. И все-таки позволю себе пополемизировать, в частности, относительно того, что вызывает у работников стресс. Да, стресс может вызывать работа в «неэтичных» отраслях, подрывающих здоровье потребителей, или там, где приходится обманывать людей, но это не абсолютно. Лично знаю вполне счастливого «старожила» табачной компании, даму, которая всю трудовую жизнь успешно провела в западной фармацевтике, и даже жизнерадостного представителя похоронного бизнеса. Дело скорее в мотивации (или ее отсутствии): на своем ли месте человек, нравится ему работа или нет — это во-первых. Во-вторых, конечно, играет роль обстановка в коллективе, стиль и методы руководства. И опять же здесь трудно обобщать: кому-то больше по душе мягкий, демократичный стиль руководства, но есть и такие, которые более комфортно себя чувствуют и лучше работают, когда им поддают «волшебного пинка». Так или иначе, «счастье» наемного сотрудника в огромной степени зависит от работы HR-службы предприятия, которая: а) должна подобрать «правильных» людей, которым в данном коллективе ненапряжно, и б) создать в коллективе соответствующую обстановку.

 Что может дать компании забота о здоровье персонала?

― Конечно, в здоровом теле здоровый дух: лучше работает голова, больше энергии, меньше человек болеет. Но из этого не следует, на мой взгляд, что человек автоматически повысит производительность труда именно для своего нынешнего работодателя: может, он дома приобретенную от ЗОЖ энергию тратит или по вечерам подхалтуривает в другом месте? Мотивация все-таки — самое главное! Если человеку интересно работать, если он понимает, что в результате его деятельности что-то создается, а не просто сотрясается воздух, то он, думаю, и болеть меньше станет. А если все наоборот и ему неинтересно на работе, то будьте покойны: он найдет знакомого терапевта, который выпишет ему кучу липовых бюллетеней. (Подозреваю, что в приведенной Викторией статистике, где российский показатель пропусков по болезни в разы превышает западные данные, активно участвует и наш отечественный фактор липовых справок.)

 Управление сотрудниками по электронной почте только усилило стрессы, по мнению Виктории. Как бы вы рекомендовали изменить стиль управления ради снижения стрессов и сохраняя эффективность?

― Полностью согласен с тем, что от 150 поручений в день по электронке у любого человека голова пойдет кругом. Это неэффективный, тупой подход неумелого менеджера. На мой взгляд, гораздо продуктивнее один раз собрать сотрудников, доходчиво объяснить, что от них ожидается, поставить KPI и потом периодически проверять выполнение поставленных задач (например, в конце дня, раз в неделю или ежемесячно).

Согласен также с Викторией в том, что низкая производительность труда в России и неэффективное использование рабочего времени в значительной степени связаны с отсутствием хорошо прописанных должностных инструкций для каждого без исключения рабочего места — от главного начальника до вахтера и уборщицы. А ведь это непосредственная задача эйчаров, которые по нынешним временам имеются чуть ли не в каждой компании со штатом более 50 человек. Не получается сделать собственными силами? Обратитесь к внешним консультантам, вам обязательно помогут.

Коучинговый стиль управления: ваше мнение о нем и о путях его применения.

― Если честно, я не понимаю, что это такое и кто такой коуч. Это когда рядом с руководителем стоит некто, дающий ему советы, или как? К сожалению, тут я безнадежно устарел, привык мыслить категориями из прошлого — «наставник», «советник», «мастер — подмастерье». Но буду готов изменить точку зрения, как только получу хотя бы от одного топ-менеджера четкое и убедительное описание выгоды, полученной им для своего бизнеса от коучинга.

*Михаил Богданов, генеральный директор Консорт Групп