Ответственность – одно из проявлений свободы

Автор: Несия Фердман, коуч (Израиль)

 Что такое ответственность в работе?

Каждый из нас понимает, что такое ответственность, очень по-разному. С точки зрения бизнеса это отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. В советские времена было выражение «призвать к ответственности», имевшее негативный оттенок, и когда мы говорим об ответственности, часто быстро переходим к тому, кто виноват.

Я подхожу к ответственности немного иначе. Ответственность связана со свободой.

Свобода ― одно из главных условий ответственности, а ответственность ― одно из проявлений свободы, свободы действий. Как это перевести на практический язык бизнеса? В трудовом договоре прописаны должностные инструкции работника, за выполнение которых он несет ответственность. На самом деле нельзя за что-то отвечать, если не определены права. Если я должна прокопать 100 метров лопатой за два часа и несу за это ответственность, я отвечу, что не могу этого сделать, потому что произвела расчеты. Если вы мне дадите экскаватор ― могу. Если нет ― нет. Что значит фраза в трудовом договоре «имеет право влиять на принятие решений»? Когда мне спускается какое-то распоряжение, я имею право предложить другой вариант, если считаю, что распоряжение недостаточно объективно. Если такого права нет, могу ли я нести ответственность?

Во многих компаниях один из основных кейсов ― как передать не просто задачу, но и ответственность за ее исполнение. Мы очень часто передаем, что нужно сделать, но не передаем ответственности за то, что будет сделано. И если мы выстраиваем процессы управления, очень важно договориться о том, что ответственность может нести только свободный человек. Рэй Далио, где бы он ни работал, заводил журнал, в котором каждый сотрудник записывал свои допущенные ошибки. А рядом писал, какие выводы он сделал. Каждый имеет право на ошибку, но если ты ее совершил, то несешь ответственность. Первое ― чтобы признать ее, а второе ― сказать, чему ты научился. Можно всё время делать ошибки и признавать ― и при этом повторять их. Но чем это помогает? А если я признаю и научаюсь благодаря этому ― я расту.

 Чем отличается ответственность руководителя от ответственности консультанта?

― Руководитель полностью несет ответственность за бизнес, которым управляет, и за консультанта, которого выбрал. Консультанту очень важно посвятить время, чтобы понять, чего действительно хочет заказчик. Ответственность консультанта ― не просто принять заказ, а понять и проверить, действительно ли это тот заказ, что сформулирован изначально. Затем выставить контрольные точки и критерии эффективности ― иначе как мы будем определять, что заказ действительно выполняется. От этого в дальнейшем очень многое зависит.

Есть еще ― и это тоже ответственность бизнес-консультанта ― трехсторонние заказы. Например, у акционеров компании заказ на то, чтобы поработать с СЕО. Я контактирую еще с эйчаром компании. Это трехсторонний заказ, потому что я принимаю заказ от акционера, видение и заказ самогó исполнительного директора и эйчара. Из них необходимо сделать один, согласовать его и с ним работать.

 Исполнительный директор может иначе на все смотреть и быть не согласен с тем, что закажут акционеры. Что Вы делаете в этом случае?

― Так чаще всего и бывает. Тогда нужно выявить и понять, над чем действительно хочет и готов работать СЕО, и обязательно включить в заказ. И если то, что хотят акционеры, не мешает, а является возможностью что-то развить и улучшить ― то почему нет? Требуется умение разговаривать и договариваться ― и это уже процесс. В таком конфликте СЕО имеет право на свой заказ, так как он несет ответственность.

Кроме того, консультант отвечает за то, как определенный процесс будет влиять на дела фирмы в дальнейшем, когда он уйдет. И тут партнерство с управленцем очень важно, потому что это не просто решение какого-то кейса ― это построение системы. И тут есть их общая ответственность. Например, нужно за декабрь сделать такой-то объем продаж. Взяли консультанта, решили узкую задачу, но это не влияет на процесс. Такие вложения нерентабельны ― и за это несет ответственность руководитель. Таким образом, есть ответственность консультанта за принятие заказа, внедрение и построение системы и алгоритма обучения чему-то, что дальше может работать без него. Ответственность руководителя ― проверить все эти три точки. В бизнесе все очень просто, поскольку измеряется понятными цифрами.

 Какие возникают вопросы и проблемы, связанные с ответственностью, и когда?

― У меня есть очень простой алгоритм, который я предлагаю внедрять и проверять в любых системах. Он касается не только бизнеса, но и жизни в целом. Человек совершает определенные действия, получает определенный результат и несет ответственность за это. Я встречала взрослых людей, у которых есть действие, есть результат, а ответственности они за это не несут: «Так получилось». Виноват кто-то ― правительство, страна…

Люди с таким алгоритмом не рождаются. Он воспитывается и прививается. Ребенок бросает машинку. Его спрашивают: «Кто разбил машинку?» ― «Она сама разбилась». Как и что делают родители? Ребенок поплакал ― появляется новая игрушка. Вот и вырастает такой взрослый человек: бросил машинку ― а новая-то не появляется. Нужно приложить усилия, починить ее.

В каком-то возрасте мы начинаем понимать, что на результат, кроме наших действий, влияют и другие факторы. В бизнесе это особенно понятно. Как же я могу нести ответственность за результат, на который я полностью не влияю? Часто люди говорят: «Ну я же понимаю, что не мог повлиять на эту ситуацию» и даже не начинают ничего делать. Очень важно, чтобы каждый, от руководителя и далее по всей вертикали, понимал: какая бы задача у него ни была, он несет полную ответственность за свои действия. Чтобы можно было, рассматривая результат, возвращаться к тому, что ты сделал для достижения этого результата.

Нужно научить людей разговаривать о действиях, которые приводят или направлены к результату. Когда мы говорим сотрудникам, чтобы было сделано так-то ― это передать задачу. Если ты хочешь передать ответственность, ты должен помочь понять человеку, что он ответственен за все действия, которые должен предпринять, чтобы получить этот результат. Например, приходит к исполнительному директору его заместитель и говорит: «Мы хотели бы в январе продлить выходные...» Что может сказать директор? Это зависит от многих факторов. Но в любой ситуации, если у меня есть алгоритм, мне понятно: есть определенные действия, за которые человек несет ответственность: «Если вы до 12 января можете не выходить и будут выполнены все показатели, за которые вы несете ответственность, ― пожалуйста». В чем тонкость управления? Я не просто понимаю и говорю, что можно и что нельзя ― я помогаю своим сотрудникам осознать, как их действия влияют на результат, и за это они несут ответственность.

 То есть Вы сейчас говорите о передаче информации и ответственности в коучинговом стиле?

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

Несия Фердман

Беседовала А. Верещагина

Справка о спикере. Автор методологии «Система развития Фердман». Основатель «Центра развития личности» в Израиле (Personal Development Center), основатель своей школы коучинга, практический психолог, коуч, эксперт в области бизнес­консалтинга. Постоянный ведущий программ и семинаров в СНГ, Израиле, США и Европе.