Игра должна быть вишенкой на торте вашего образовательного проекта, но не его основным содержанием

Автор: Мимоза Гафурова

Игровые техники в онлайн-курсах и дистанционном обучении начали обретать популярность. Однако геймификация без понятных целей не принесет результатов, к тому же, может привести к излишним тратам времени и денег.

Цель этой статьи – осветить важные принципы геймификации в онлайн-обучении и помочь руководителям сделать первые шаги в построении эффективного игрового процесса в своём учебном курсе.

Прежде чем внедрять геймификацию в онлайн-обучение, руководителю необходимо ответить на ряд важных вопросов. Авторы книги «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» К. Вербаха, Д. Хантера предлагают ответить на 5 вопросов:

1. Какую проблему вы пытаетесь решить с помощью игровой механики?

Игра — один из способов мотивации учащихся, и способ этот, как и многие другие, не универсален. Например, игровые практики вряд ли помогут вам, если ваша проблема — нехватка квалифицированных кадров или слишком высокие цены на ваши товары.

Зато с помощью игры вы можете построить работу в команде, повысить мотивацию выполнять повседневные рутинные задачи, сформировать необходимый навык.

Подумайте над тем, какого целевого действия вы хотите добиться с помощью игры. Ваша задача — мотивировать решать довольно однообразные задачи? Или проводить на обучающем портале как минимум 30 минут ежедневно?

2. Кто будет участвовать в игре?

Опишите учеников, обучающихся в рамках ваших онлайн-курсов, чтобы выбрать те игровые механики, которые их заинтересуют, а не отпугнут. Важно максимально подробно описать их, не ограничиваясь при этом общими характеристиками, такими, как  «женщины 40-45 лет, замужние». Сделайте конкретные описания пользователей, и чем детальнее они будут, тем лучше.

3. Достаточно ли интересна игровая деятельность?

Монотонные действия в игре или скучные упражнения, не дающие видимого результата, быстро наскучат учащимся. Что будет служить мотивацией, кроме банального набора баллов? Продумайте игру в несколько этапов и с разным набором целевых действий, чтобы повысить интерес участников обучения.

4. Можно ли смоделировать желаемое поведение при помощи набора алгоритмов?

Проследите, чтобы правила игры были известны и понятны ученикам. В системе должна быть прописана «ценность» (например, в баллах или очках) каждого действия игрока.

5. Будет ли игра конфликтовать с другими способами мотивации?

Например, большой осторожностью следует относиться к рейтингам в игре. Многие участники, увидев, какое низкое место они занимают в таблице, могут выйти из игры или потерять к ней интерес. Также не слишком хорошо будет разработать онлайн-курс, в котором игровые цели будут ставиться выше целей обучения. Помните, что игра должна быть вишенкой на торте вашего образовательного проекта, но не его основным содержанием. Ваша задача, в первую очередь, научить, а не развлечь.

Принципы удачной геймификации

Для эффективной организации геймификации важно понимать, какие потребности обучающихся будет решать игра:

потребность в автономии (Я сам выбираю, играть или нет, я выбираю, во что играть и как достигать успеха)

потребность в компетентности (Я разобрался и справился. Я победитель!)

потребность в признании (Я могу поделиться результатом с друзьями и другими пользователями).

Давайте посмотрим, как должна быть устроена игра в онлайн-образовании, чтобы решать все эти потребности слушателей онлайн-курса:

1. Предлагайте пользователям несколько разноформатных игр и давайте выбор, принимать участие в игре или нет.

2. Не увлекайтесь игровыми механиками, которые способствуют конкуренции между игроками. Далеко не всем это нравится: некоторые не захотят играть в такие игры из страха проиграть. Лучше предусмотреть разные виды взаимодействия «игрок против игрока», «игрок против системы», «команда против системы».

3. Предусмотрите возможность делиться результатами и достижениями как в игровой системе, так и за ее пределами (например, в социальных сетях).

4. Придумайте, каким будет награждение участников, выполнивших то или иное задание. Это могут быть материальные награждения (скидка у партнеров или дисконт на ваши платные продукты, подарки), так и нематериальные (справившись с тестом, игрок может получить доступ к библиотеке, фильмам, новый статус и вместе с ним новые возможности в игровой системе).

5. Пропишите понятные правила, чтобы игрок знал, какие его действия награждаются баллами, очками или чем-то еще. При этом продумайте несколько промежуточных точек, достигнув которых, пользователь получит неожиданное для себя вознаграждение. Это может быть небольшой плюс к общему счёту баллов, мотивационное письмо, электронная книга в подарок. Такие неожиданные «подарки судьбы» вызывают гораздо больше эмоций, чем ожидаемая награда.

6. Не используйте внешние мотиваторы там, где можно задействовать мотиваторы внутренние. Так, человек может играть, чтобы получить приз, и тогда через какое-то время игра становится механическим действием и перестает приносить удовольствие. Совсем другое дело, если у игрока есть внутренняя мотивация: например, он играет, чтобы стать лучшим среди коллег, приобрести навык, решить личную задачу или видит, что его игровые действия приносят пользу команде или миру в целом (такие техники используют природоохранные компании, обучая пользователей сайтов раздельному сбору мусора и другим принципам экологичного поведения).

7. Давайте игрокам быструю обратную связь как на правильные, так и на неверные действия.

Игровые элементы в геймификации онлайн­обучения

В игре, которую вы организуете в своей компании, может быть использован только один элемент или их комплекс:

· Очки. Или баллы, которые зарабатывает игрок, выполняя действия. Они могут показывать прогресс в игре, место в общем рейтинге. Однако увлекаться ими не стоит: очки однообразны, абстрактны, и набор баллов может мотивировать пользователей только до определенного предела.

Очки должны показывать участникам, что они действуют правильно. С помощью баллов игроки могут получить следующие бонусы:

Ресурсы (то, что можно потом использовать в обучении);

Состояние победы (набери баллы – получи приз);

Детальный механизм обратной связи (важно, чтобы обратная связь было оперативной);

Показатель статуса участника в игре.

· Бейджи. Более содержательная версия очков. Бейджем может стать новое звание (например, «мастер игры»), звездочка (полученная за выполнение квеста). Преимущества бейджа в том, что он становится знаком статуса, репутации в игровом мире. Они могут играть особую роль в корпоративной среде и быть знаком для работодателя, что сотрудник достиг особых успехов в обучении. Важная роль бейджей в том, что они дают игрокам ощущение сходства интересов.

· Рейтинги. С одной стороны, становятся частью обучающей среды и будят здоровую конкуренцию, с другой, могут снижать мотивацию играть, если участник понимает, что первое место недостижимо. Лучше работают рейтинги, которые учитывают несколько показателей. При использовании рейтингов нужно помнить о следующих принципах:

Рейтинги мотивируют только тех, кто близок к вершине;

Рейтинги мотивируют только во время игры;

Необновляемые рейтинги могут демотивировать участников;

Если обнулять рейтинг, то это демотивирует средних участников и тех, кто чуть выше;

Рейтинги на выбывание использовать не стоит, иначе игру покинут и те, кто в середине.


ПОЛНЫЕ ТЕКСТЫ МАТЕРИАЛОВ ЖУРНАЛА

                                                    ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ

ДЛЯ ДОСТУПА К ПОЛНОЙ ВЕРСИИ ПРОСИМ ВАС

ЗАРЕГИСТИРОВАТЬСЯ КАК ПОДПИСЧИК,

ВЫСЛАВ ЗАЯВКУ НА АДРЕС:

TP@TOP-PERSONAL.RU