Обучение внутри компании: самые частые ошибки

Автор: Татьяна Троцик

Качественно выполненный поиск и прием сотрудника на работу не гарантирует его успешную трудовую деятельность. Когда новый человек оказывается на борту компании работодателю предстоит его обучить. Здесь не обойтись без подводных камней.

Цель обучения – увеличение личной эффективности и качества выполнения сотрудником своих обязанностей для достижения целей компании. О системах обучения написано множество работ, я же хочу разобрать наиболее частые ошибки, допускаемые компаниями при внутреннем обучении.

1. Стратегия компании и обучение смотрят в разные стороны

В моей практике, на вопрос о стратегии организации не каждый собственник бизнеса может дать уверенный ответ, не говоря уже о сотрудниках, которые работают в этой компании. Однако, если у нас нет четкой стратегии развития – мы не знаем, кто мы есть и куда движемся. Соответственно, все обучение, проводимое в данной компании не будет процессом, который направлен на достижение целей. Ниже предлагается пошаговая инструкция, которая позволит сократить все виды расходов компании в процессе формирования системы обучения:

а) Выделите все стратегические цели компании на год;

б) Выявите психологическую ориентацию работников, а так же мотивацию для достижения целей;

в) Суммируйте цель и процесс ориентации сотрудника;

г) Перечислите и кратко объясните каждый из шагов в учебном процессе. Его цели и задачи;

д) Опишите и проиллюстрируйте, как вы определили учебные требования;

е) Объясните, как различать проблемы, которые возможно решить  обучением, и которые не решаются с помощью обучения.

2. Обучение имеет не системный характер

Порой собственник или руководитель ждет результатов от обучения быстрее, чем это возможно, а в случае дефицита сотрудника (поиск идет дольше обычного) руководитель может сократить процесс обучения, что, в свою очередь, запускает ряд цепочек, негативно влияющих на дальнейшую деятельность нового сотрудника в компании, начиная процессом адаптации и заканчивая исполнением профессиональных обязанностей и выстраиванием профессиональных связей. А, самое главное, в случае отсутствия годовой стратегии, мы не имеем возможности сформировать цикличный и системный цикл обучения, как для нового сотрудника, так и для уже работающего в компании человека.

3. Отсутствие ориентации сотрудников при внутреннем обучении

Понятие ориентация сотрудника – глубже, чем принято понимать. Это не только то, что мы предоставляем на «Welcome» (такая информация, как компьютерные пароли, правила компании, стандарты и положения, перерывы, обеды и т. д.), а это еще шаблон того, как они должны функционировать идеально. И это совместная работа отдела обучения, рекрутеров, а также, в большей степени, непосредственного руководителя. Как же этого добиться? Ведь руководитель и так загружен, и мы не можем просить его тратить столько времени. Ответ прост – только переговоры с внутренним заказчиком. Нет времени – нет результата. Общайтесь, находите аргументы и доводы, вдохновляйте и убеждайте.

Ориентируя новых сотрудников, в процессе обучения все заинтересованные лица должны придерживаться четырех пунктов:

1. Радушно принять нового сотрудника, как часть команды;

2. Удостовериться, что у него есть вся информация, необходимая для эффективного функционирования. К ней относятся: почтовый доступ, знакомство с политикой компании, знания о возможностях и преимуществах работы именно в этой организации, знания о продукте;

3. Помочь новому сотруднику понять организацию (её прошлое, настоящее, культуру, стратегию и видение будущего);

4. Социализация сотрудника, введение его в субкультуру – ценности и способы достижения результатов, принятые и допустимые в компании.

Важно понимать: написанный приветственный текст, плакат, листовка БЕЗ реальной картины на практике не имеет смысла, а точнее даже наоборот, в определенном промежутке времени вызывает агрессию и ощущение обмана.

4. Обучение не рассматривается как процесс, генерирующий дополнительную прибыль

В последнее время очень распространено понятие «молодой боец». Да, безусловно, это имеет место, особенно для тех, кто прочел книги М.Батырева, и подхватил это модное течение, но мне привычней определения «новые сотрудники» или «специалисты», тем самым, мы меняем отношения из сферы армейской на профессиональную. Боец – это тот, кто идет на войну. В рамках такого подхода не ясно, зачем что-либо вкладывать в этих людей. Это знамя с девизом: «Выжил – герой, наш человек, не выжил... ну, что ж найдем нового бойца». Как мы можем убедить собственника или руководителя в том, что обучение необходимо рассматривать как ROI? Первое, сменить в корне отношение к новым специалистам и нести ответственность за действия, которые мы осуществили, приняв этого специалиста на работу. И второе, только цифрами. Собирая статистическую информацию по результатам работы сотрудника и всего отдела, отслеживать динамику.


...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Татьяна Троцик, автор-эксперт


Журнал ,
2019 г.