Психология предателей

Автор: Наталия Добровольская

В рамках организационной структуры важно создать так называемую «антисреду» для предательства, способную отразить возможные атаки недобросовестных работников.

Предательство. Достаточно громкое слово, вызывающее разрушительные ассоциации. Измена, вероломство, удар в спину... Перечислять можно долго, любая грань предательства – это боль и потери. Предательство каждый из нас переживает глубоко, один на один с собой, воспринимая его как личное поражение. Потому что предатель – это тот, кому ты доверял.

Предательство в бизнесе – миф или реальность? Способна ли эта темная материя затронуть и пошатнуть целую систему, создаваемую и укрепляемую годами, а то и десятилетиями? Не подменяем ли мы понятия, рассуждая о предательстве внутри организации? Давайте разберемся.

Для начала нужно определиться, что такое предательство и какова его цель.

  • «Предательство – это измена, вероломство, крамола, лукавство и облыжность, душепродавство» (В.И. Даль).
  • «Предательство состоит в том, что человек внутренне (в своих сокровенных помыслах, чувствах, решениях) или внешне (на словах или на деле) изменяет своему духовному принципу, не имея для того предметных оснований» (И.А. Ильин).
  • Е.Н. Трубецкой; «Комфорт родит предателей. Продажа собственной души и родины за тридцать сребреников, явные сделки с сатаной из-за выгод — вот куда, в конце концов, ведет мещанский идеал сытого довольства».

Основная цель предательства – это личная выгода. В современном мире личная выгода может измеряться в деньгах, должностях, удовлетворении личных амбиций, элементарной мести, потребности в безопасности (например, предатель стал жертой шантажа), поэтому вероятность предательства в бизнес-среде достаточно высока.

Причем, рассматривать возможность предательства только в верхних эшелонах организационной структуры было бы неправильно. Очевидно, что топ-менеджмент, как правило, владеет колоссальным объемом информации, в том числе стратегической, и предательство на столь высоком уровне способно нанести действительно непоправимый ущерб Компании. Но подорвать дееспособность бизнеса вполне может и рядовой сотрудник, занимающий линейную позицию.

Обиженный программист может обеспечить удаление/повреждение/серьезный сбой в работе программного обеспечения.

Менеджер по продажам – увести ключевых клиентов к другому работодателю.

Электрик – осуществить некачественный ремонт оборудования, который приведет к его поломке.

Секретарь – может нахамить стратегическим партнерам.

Курьер – не доставить вовремя важные документы.

Водитель – бросить машину посреди дороги.

Часть подобных проступков, казалось бы, не преследует явную выгоду людей, их совершивших. Но, если эти поступки совершаются намеренно, расценивать их следует именно как предательство. Они определенно наносят существенный урон бизнесу, причем степень нанесенного урона
не всегда возможно объективно оценить.  Как правило, отдаленные последствия подобных проступков могут быть достаточно серьезными для бизнеса.

Как пример предательства в бизнесе, можно привести известное противостояние Евгения Касперского и его CEO – Николая Гребенникова. В один прекрасный день Гребенников, занимавший пост технического директора в «Лаборатории Касперского», получил серьезное расширение полномочий: помимо функций R&D (research and development), он по решению Касперского получил в свои руки контроль над всем мобильным направлением. Кроме того, технический директор добился от Касперского передачи в его сферу ответственности давно продвигаемого им направлением защиты от мошенничества. В итоге это вылилось в противостояние продавцов и разработчиков внутри компании. Касперский посчитал, что Гребенников и ряд его коллег готовят переворот в компании, и расстался со своим CEO. «Ты предал компанию. А у революционеров два пути: либо трон, либо Сибирь. Вы идете в Сибирь!» – заявил Касперский.

Было ли это предательством? Скорее, это похоже на серьезный сбой внутрикорпоративных коммуникаций. Возможно, Гребенников добивался иных, важных для бизнеса, целей. Но Касперский посчитал это предательством.

Предательство прощать нельзя. Избавляться от предателей нужно незамедлительно. Отменные профессиональные качества, неоценимый вклад в развитие компании, раскаяние и слезы предателя, – все это должно быть перечеркнуто сразу после выявления намеренного причинения вреда сотрудником.

Дело в том, что предательство – это проступок, корни которого произрастают изнутри личности человека. Иными словами, это не импульс, не нервный срыв. Предатель отлично осознает, что он делает и для него это не является чем-то аномальным. Совершая предательство, он не переступает через себя, не нарушает свои границы. Предательство укладывается в рамки его реальности, для него это норма. Он позволяет себе предать.

Конечно, мы не можем видеть человека насквозь, понять мотивы его поступков, угадать, что им движет в тот или иной момент. Но, если мы рассмотрим факторы, которые влияют на формирование личности человека и, как следствие, определяют набор его ценностей, то разглядеть предателя становится не такой уж неразрешимой задачей.

1. Социальная среда.

Социальная среда – это совокупность общественных факторов, которые окружают человека в процессе формирования его личности. Уклад жизни, традиции, социально-бытовые условия, обстановка в семье, ближайшее окружение, – все это составляющие социальной среды.  Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Неблагоприятная социальная среда неизбежно приводит к отрицанию или смещению ложных ценностей, норм морали, нравственных ориентиров. Негативная социальная среда направлена на формирование отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессии, враждебности, напряженности. Человек, воспитанный в неблагоприятной социальной среде, как правило, имеет отрицательную установку в отношении определенных социальных групп. Такой человек не боится конфликтов, личная выгода для него превыше моральных ценностей. Понятие «предательство» он способен встроить в систему своих ценностей,  принять его и в случае необходимости оправдать.

2. Поведенческие паттерны.

Поведенческие паттерны – это привычки, модели поведения людей, которые они усвоили, начиная с раннего детства и используют в повседневной жизни. Например, человек, которому с детства внушали, что отказывать другим людям нельзя, во взрослой жизни, скорее всего, будет неспособен отказать кому-либо. Человек, который был вынужден по какой-то причине обманывать близких людей, вероятно, не откажется от этой пагубной привычки и будет продолжать обманывать окружающих, пусть даже в мелочах. Человек, который с детства добивался своей цели с помощью капризов и ультиматумов, будет использовать различные способы манипуляций. Продолжать можно бесконечно. Важно уметь вывялять негативные поведенческие паттерны. Зная о том, как человек ведет себя в тех или иных ситуациях, какие поведенческие паттерны у него имеются, Вы можете спрогнозировать его действия и поступки в схожих ситуациях. Например, если кандидат на собеседовании при приеме на работу по поводу и без повода критикует руководство прошлых организаций – скорее всего, также он будет вести себя и по отношению к новым руководителям. Если он выдает конфиденциальную информацию, нет никаких гарантий, что он не выдаст следующему работодателю коммерческую тайну Вашей компании. Если кандидат сплетничает и злословит, вероятно, это его привычная модель поведения и не стоит рассчитывать, что он изменится и станет возвышенным и благородным. Приведу простой пример: муж периодически избивает свою жену, потом он раскаивается, просит у нее прощения, получает это прощение, и через некоторое время ситуация повторяется. В детстве отец этого человека так же периодически поколачивал его мать, поэтому мальчик, находясь все свое сознательное детство в такой, нормальной для него, модели семьи, усвоил данный паттерн и применяет его в повседневной жизни. Изменить его не получится, какие бы аргументы ему ни приводили окружающие его люди. У ребенка не установлены границы в отношении к женщине. Для него подобное поведение – норма. Это усвоено на уровне подсознания, и искоренить подобную установку практически невозможно. «Горбатого могила исправит» – пожалуй, эта поговорка является точным попаданием в описание системы поведенческих паттернов.

3. Психологические травмы, расстройства личности.

Человек, который имеет психические отклонения, как правило, утрачивает чувство реальности либо воспринимает реальность болезненно, искаженно, враждебно. Разрушающаяся личность постепенно утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Конечно, в подобных обстоятельствах предательство становится вполне уместным явлением.

Мы не будем, пожалуй, блуждать в дебрях психических отклонений и расстройств; эта тема многогранна, обширна и достойна освещения со стороны профильных специалистов.

4. Жизненные обстоятельства.

Каждый из нас имеет безусловные ценности и дорожит ими. Семья, дети, здоровье, карьера, репутация... Если эти ценности оказываются под угрозой, большинство людей способны совершить поступки, противоречащие их моральным устоям. Найти оправдание для своего поступка бывает проще, чем потерять самое дорогое, что у тебя есть.

Обезопасить себя от предателя сложно. Оградить бизнес от предателя в лице коллеги, партнера, подчиненного – практически невозможно.

В рамках организационной структуры важно создать так называемую «антисреду» для предательства, способную отразить возможные атаки недобросовестных работников.

1) Информационная безопасность.

В рамках информационной безопасности необходимо осуществить как минимум 2 шага:

  • Обеспечить неразглашение коммерческой информации;
  • Организовать консолидацию коммерческой информации в единую базу.

Сегодня работодатель в какой-то мере защищен от утечки коммерческой информации законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ.

Конечно, об уголовной ответственности в случае разглашения коммерческой тайны работником, речи не идет, но дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения по соответствующей статье – вполне реальная перспектива. Возможность таких последствий способна быть серьезным сдерживающим фактором для специалистов и рукоодителей, имеющих доступ к коммерческой тайне.

Очень интересна судебная практика по такого рода делам: примечательно, что к разглашению коммерческой тайны относится как действие, так и бездействие работника.

Для отнесения информации к коммерческой тайне и, соответственно, возможности привлечения работника к ответственности в случае ее разглашения, в организации необходимо соблюсти ряд условий:

  1. информация, относящаяся к коммерческой тайне, должна быть четко прописана;
  2. должен быть организован контроль и регламент обращения со сведениями, имеющими отношение к коммерческой тайне;
  3. на всех информационных носителях (печатные формы документов, диски, флэшки и т.п.) должен быть проставлен гриф «Коммерческая тайна» и указан ее владелец

Для привлечения к ответственности работника за раскрытие тайны должен быть корректно составлен ряд документов:

  1. Положение о коммерческой тайне.
  2. Соглашение (договор) о неразглашении коммерческой тайны с работником.

Если до работника довести степень ответственности и возможные негативные для него последствия за разглашение коммерческой тайны, риск утечки информации значительно снизится.

Консолидация коммерческой информации – это еще один действенный способ защиты этой самой информации. Если коммерческий директор держит в своей голове портфель ключевых клиентов, бизнес находится под угрозой.

Клиентская база, любые наработки сотрудников, информация о финансовых результатах – все это должно быть прозрачно прежде всего для собственника организации.

Регламенты, информационные базы, отчеты, презентации – можно использвать любые инструменты контроля за ситуацией.

Важно, чтобы информация обновлялась регулярно и не превратилась в формальность, оставаясь актуальной и достоверной. Вторая составляющая «антисреды» для предательства – это оптимизация внутрикорпоративных коммуникаций.

Важность внутрикорпоративных коммуникаций нельзя преуменьшать. В первую очередь они влияют на скорость и качество передачи информации от вышестоящих руководителей к линейным сотрудникам. Зачастую от скорости и качества передачи информации зависит срок реализации того или иного управленческого решения, а значит, и достижение результата, напрямую влияющего на прибыль организации.

В целом внутрикорпоративные коммуникации – это взаимодействие между сотрудниками компании, в процессе которого происходит движение информационных потоков. Взаимодействие может быть вертикальным (от руководителя к подчиненному) и горизонтальным (между сотрудниками, находящимися на одном уровне в структуре организации).

Важную роль в корпоративных коммуникациях играют четыре составляющие: ценность информации, ее доступность, качество и скорость передачи. Причем все они связаны между собой математически: чем выше ценность поступающей информации, тем она менее доступна, и чем выше качество передачи информации, тем быстрее она передается, т. е. скорость информационного потока зависит от способов передачи информации. Управление информацией – важное звено в цепи внутрикорпоративных коммуникаций.

Всех участников процесса управления информацией можно разделить на две категории: носители и трансляторы информации. При этом носитель информации не всегда является ее транслятором, и наоборот. Для правильного распределения информационных потоков внутри организационной структуры нужны посредники, которые одновременно будут и носителями, и трансляторами информации. Посредники – это линейные сотрудники, которые получают информацию от высшего руководства и транслируют ее подчиненным. Если должность посредника соответствует его роли, то все в порядке – поток информации пойдет по правильному пути, если же должность посредника не подразумевает управления информацией, то в компании скорее всего возникнут сложности с качеством и своевременностью предоставления информации.

Носитель информации должен транслировать посреднику исключительно ту информацию, которая допустима к разглашению. Посредник в свою очередь, передает информацию без искажения, опираясь на фактические данные, а не на свои домыслы и умозаключения.

И третья важная составляющая «антисреды» – повышение мотивации работников. Бонусом к повышеной мотивации, как правило, идет лояльность работодателю. Замотивированный, лояльный сотрудник является цельным, сильным звеном в организационной цепи, у него нет негатива по отношению к работодателю, он выполняет свои задачи и вряд ли он думает о причинении вреда работодателю. Совершенствуя систему мотивации, причем, как материальной, так и нематериальной, становясь привлекательным как работодатель, предлагая своей команде финансовые перспективы, профессиональный рост, интересные задачи, прозрачные бизнес-процессы, стабильность, вы превращаете организацию в полноценную систему, не зависящую от конкретных персон. Независимость – это открытость, свобода от кулуарных мнений, затаенных обид и утраченного доверия. Там где есть честность – нет места предательству.

Успехов Вам и правильных решений!

*Наталия Добровольская

 Беседовала А. Верещагина